Сюжеты · Политика

Гавайи и Пуэрто-Рико присоединились к России

В списке друзей отечества — пополнение. Репортаж со «съезда сепаратистов»

Никита Гирин , для «Новой газеты»
Необычная конференция прошла вчера в московском «Президент-отеле». В интернете ее прозвали «съездом сепаратистов». Куда прямодушнее официального: «Диалог наций. Право народов на самоопределение и построение многополярного мира». Организатор дискуссии — Антиглобалистское движение России (АДР). Его почетными членами значатся Башар Асад и Махмуд Ахмадинежад. Ранее АДР получило на проведение этой конференции президентский грант, 2 млн рублей.
Помпезный зал «Президент-отеля» был похож скорее на киноплощадку. Словно тут снимали очень политкорректную рекламу или римейк клипа Black or white (М. Джексон). За круглым столом сидели люди всех качеств: дебелые чиновники и стильные денди, африканцы в растаманских цветах и бритоголовые ирландцы, забитые татуировками.
«Никогда за всю историю человечества, — интриговал пресс-релиз, — в одном месте не собиралось столько правозащитников, представляющих национально-освободительные движения и партии из разных стран». Это, например, пуэрториканец Рамон Ненадич. Ненадич был в шляпе. Он борется за выход Пуэрто-Рико из-под управления США и создание суверенного государства Боринкен.
Это также Лэнни Синкин, представитель королевства Гавайи, которое существовало до захвата островов Соединенными Штатами в конце XIX века. Синкен рассказал, как американцы запретили гавайский язык, а их принцип частной собственности разрушил местную экономику, поскольку на Гавайях земля принадлежала богам. (Наконец-то Лэнни Синкин приехал в Россию — у нас-то ему покажут, каким успешным может быть союз веры и капитала.)
В списке докладчиков (по скайпу) значился и наследный принц Гавайев, Бампи Канахэле. Но что-то не сложилось. Зато вживую был Омали Йешитела, председатель движения «Ухуру». Это движение защищает по миру права чернокожих. Омали сразу предупредил: «Я глава революционной организации. Ничто не может изменить наше отношение к американскому империализму, с ним нельзя справиться мирными средствами». Окончание фразы переводчик-синхронист на всякий случай опустил.
Тянучие рассказы иностранцев об их политической борьбе хозяева слушали невнимательно. Кто-то читал текстовые трансляции матчей Премьер-лиги, а кто-то откровенно спал.
Всех разбудил «родинец» Федор Бирюков, недавно принявший участие в дебатах с Навальным на костромском телевидении. «Антиглобалистское движение и партия «Родина» не впервые собирает всех сторонников однополярного мира, — оговорился Бирюков. — То есть тех, кому не нравится, что их учат, как жить, что есть и как умереть. Мы пытаемся обнять всех в дружеских объятиях — и правых, и левых. Россия показала, как успешно отстаивать суверенитет. По русской космогонии, Запад — это закат. А вашингтонская администрация — это банда упырей, которая лезет в каждый дом, каждую постель и пытается отнять наше будущее. Каждый, кто сейчас хочет видеть над собой солнце, а не кровавую луну — он по духу русский!»
На миг показалось, что это не Бирюков даже, а настоящий Дугин. Или как минимум Проханов.
В конце концов политик провозгласил борьбу с «вашингтонскими упырями» и призвал людей доброй воли вонзить в них осиновый кол.
Во время кофе-брейка Бирюков и политолог Григорий Трофимчук фотографировались с флагом «Родины». «Снизу, снизу сфотографируй — чтобы мы помощнее выглядели!», — советовал политолог. Кофе-брейк, к слову, вовсе не был имперским: пирожки да напитки. По-видимому, 2 млн рублей — скромная сумма для такой конференции. РБК назвал ее бюджет ограниченным. Аренда этого зала «Президент-отеля» стоит 45 тысяч рублей в час. К тому же АДР оплатила участникам перелет и проживание.
Позже Федор Бирюков рассказал «Новой», что собравшихся, с его точки зрения, объединяют вовсе не национально-освободительные мотивы: «Это, во-первых, поддержка России. А во-вторых, противостояние Вашингтону». На вопрос, почему Россия поощряет сепаратизм за рубежом, но пресекает любое его проявления внутри страны, Бирюков ответил безапелляционно: «Россия должна поддерживать своих союзников. А все эти марши за федерализацию Сибири и Кубани — там не просто уши торчат, а банкноты». Единственное в России серьезное сепаратистское движение — Ичкерия — было бандитским, уверен Бирюков. «Нельзя сравнивать».
Лидер АДР Александр Ионов тоже считает, что историческая «выдержка» сепаратистских движений — важный признак их легитимности: «Россия формировалась не так, как постколониальные страны. Например, американский штат Техас в XIX веке был самостоятельным государством». Выходит, поддерживать его отделение от США позволительно.
Майкл Маклафлин из ИРСП рассказал, что сидящий рядом Шон Карлин — фактурный скинхед с татуировками — пострадал за свои убеждения и 10 лет провел в британских лагерях. А Дьярмуид Мак Дуглас из «Шинн Фейн» поведал, что мент — и в Ирландии мент. В прошлом году Дугласа арестовали за то, что он представился полицейскому на ирландском и отказался произнести свое имя по-английски.Непризнанную «Новороссию» на конференции представляли Владимир Рогов из Комитета по госстроительству и директор «Новостного агентства Донбасса» финн Янус Путконен. Правда, после космогонии Бирюкова блеклыми показались не только они, но даже выступления двух по-настоящему сильных движений. Это «Каталонская солидарность за независимость» и радикалы из Северной Ирландии (одна из ветвей партии «Шинн Фейн» и Ирландская республиканская социалистическая партия, ИРСП). Каталонцы попытались выделиться. Показали ролик о ежегодных попытках провести референдум о независимости. Но развлекли этим только девушку-координатора, которая стала притоптывать красными туфельками под каталонский ска.
Я поделился с Майклом Маклафлином, что испытываю легкое чувство шизофрении. Конференция о сепаратизме организована при поддержке государства, но в Уголовном кодексе России есть статья 280.1, по которой за призыв «отделиться» можно получить уголовное дело. (Как это произошло с карельским муниципальным депутатом Владимиром Заваркиным или Дарьей Полюдовой, активисткой из Краснодара.)
Мне казалось, этот вопрос — провокационный подкат на красную карточку. Но Майкл, карикатурный футбольный хулиган, лишь откровенно профыркал на своем гэльском суржике: «Я тебе так скажу: эта конференция — как платформа, на которой мы можем продвинуть свое дело. А что тут у вас происходит, я тебе, приятель, не прокомментирую», — и хлопнул по плечу.
В этом смысле — смысле интереса только к своим политическим целям — участники «съезда сепаратистов» оказались неотделимы от государства.