История российского правительства — от Черномырдина до Медведева
Правительство Медведева работает более трех лет. По нашим расчетам, оно стало худшим кабинетом в истории России начиная с 1992 года. Конкуренцию Медведеву может составить разве что Виктор Черномырдин, принявший этот пост двадцать три года назад на руинах СССР и после «шоковой терапии» Гайдара. Об успехах Медведева свидетельствует объективная макроэкономическая статистика: ни один премьер-министр не приводил экономику к таким ужасающим показателям. В 2012 году Россия была страной с растущей экономикой, стабильной национальной валютой и солидными финансовыми резервами. От всего этого не осталось следов, и обычно за такие результаты работы правительство отправляют в отставку — чтобы на его место пришли новые люди, способные скорректировать прежний курс и провести реформы. Но только не в нашем случае.
Президент Путин и премьер-министр Медведев пьют чай в загородной резиденции после освежающей утренней тренировки и завтрака отечественными стейками. Это событие оживленно обсуждают пользователи интернета. Чаепитие проходит на фоне рекордного обвала экономики в новейшей истории России — сокращения реальных доходов населения, разбалансировки финансовой системы, высоких темпов инфляции и роста дефицита бюджетов всех уровней. Чаепитие — это, разумеется, демонстративный жест, обращенный к миру: дружба крепка как никогда, почти забытый уже «тандем» все еще существует. Президент России готов закрывать глаза на некоторые недоработки премьер-министра.
При этом, по данным газеты «Ведомости», в нынешнем кабинете обострилась дискуссия о возможном слиянии Минфина как структуры, призванной в первую очередь экономить, и Минэкономразвития — задача которого, как следует из названия, состоит в разработке стратегий развития. В нынешней экономической ситуации у Минэкономразвития остается все меньше самостоятельных задач — стране нужно экономить, а развиваться мы будем когда-нибудь потом — вероятно, когда случится легендарный «отскок цен на нефть». Параллельно правительство предложило вернуться к однолетнему бюджету. Среднесрочное планирование стало невозможным, и Минфин призывает «минимизировать вероятность ошибок при подготовке бюджета» в условиях «экономической неопределенности».
Подобные явления — отказ правительства от выполнения части своих обязательств, связанных с экономическим развитием, — в прежние годы, когда президенты еще не пили с премьерами чай, провоцировали правительственный кризис. Чтобы напомнить, как работало правительство в прежние годы и за что отправляли в отставку его руководителей, мы вспомнили все прежние российские кабинеты начиная с 1992 года. Чье правительство работало эффективнее? С чем принимали Россию премьеры и с чем ее оставляли?
В нашем списке нет нескольких государственных деятелей, занимавших должность премьер-министра РФ непродолжительное время. Среди них — Егор Гайдар, начавший процесс радикальных экономических реформ и через полгода уступивший свое место Виктору Черномырдину, а также Виктор Зубков, возглавлявший кабинет министров после «тучных лет» Михаила Фрадкова и не успевший оказать существенного влияния на развитие российской экономики.
В декабре 1992 года председателем Совета министров Российской Федерации стал Виктор Черномырдин. Его правительство должно было продолжать придерживаться рыночно ориентированного курса, предложив вместо дискредитировавшей себя в глазах населения «шоковой терапии» более сбалансированные механизмы либерализации экономики с серьезным государственным участием.
Ранее, в начале июля, было введено свободное курсообразование рубля, вследствие чего к концу года доллар стоил больше 400 рублей. По итогам 1992 года Россия потеряла 14,5% ВВП, а по населению ударила волна гиперинфляции в 2500%.
Глубокий спад в промышленности, болезненные девальвационные и инфляционные процессы в российской экономике продолжились и после назначения Черномырдина премьером. Так, в 1994 году среднегодовой курс валюты уже превышал 2,2 тысячи рублей за доллар, а темпы роста цен еще три года оставались трехзначными. В точке максимума рыночного валютного курса доллар стоил 5,5 тысячи рублей (1997 год). После деноминации в 1998 году это значение упало до 5,6 рубля.
В 1994 году российская экономика пока что в последний раз пережила двухзначный спад ВВП на 12,6%. В последующие годы спад замедлялся, и к 1997 году российский ВВП впервые за 90-е годы показал слабый прирост — порядка 1,5%.
При двух правительствах Черномырдина внешний государственный долг РФ практически удвоился, превысив $188 млрд. К концу 1998 года он в 15 раз превышал объем валютных резервов и составлял 150% ВВП. Бюджет все это время оставался дефицитным, стремительно нарастал и внутренний долг государства по ГКО и ОФЗ. Опрометчивая бюджетная политика государства, осуществляемая на протяжении нескольких лет подряд, стала одной из первостепенных структурных причин последовавшего вскоре финансового коллапса 1998 года.
К весне 1998 года, когда Черномырдин покидал свой пост, в российской экономике уже накопились серьезные проблемы. Тем не менее в последующие годы завершился переход к рынку, что помогло России войти в полосу интенсивного экономического роста в 2000-х.
Правительство Кириенко приступило к исполнению своих обязанностей в крайне неблагоприятной ситуации. На макроэкономическом фронте азиатский финансовый кризис привел к существенному падению цен на нефть и оттоку капитала из России, а внутри страны диспропорции бюджета больше не позволяли государству выполнять свои обязательства.
Антикризисная программа Кириенко не получила достаточной поддержки от Государственной думы и не смогла предотвратить коллапс экономики. 17 августа был объявлен технический дефолт Российской Федерации. Неделю спустя, проработав к тому времени премьером 4 месяца, Кириенко подал в отставку, после чего начался обвал курса рубля с 6,3 до 20,8 рубля за доллар к первой половине сентября. Банковская система оказалась парализована, большое число российских предприятий признали себя банкротами, а количество бедных россиян в 1998 году выросло с 34 до 42 млн граждан. После неуверенного роста в 1997 году в 1998-м ВВП упал на 5,3%, завершив эпоху турбулентных 90-х, — впереди у России было десятилетие уверенного экономического роста.
Кандидатура Примакова являлась компромиссом между президентом России Борисом Ельциным и Государственной думой в период после дефолта 1998 года. Главной целью кабинета министров Примакова была стабилизация политической обстановки в стране и сохранение рыночного экономического курса в условиях острого социального кризиса.
На этом этапе резкая девальвация рубля оказалась мощным стимулом для роста конкурентоспособности отечественного производства. В 1999 году ВВП вырос почти на 6,5%. Инфляция по-прежнему оставалась на высоком уровне (36,6%), но по сравнению с прошлым годом рост цен замедлился более чем в 2 раза. Государственный бюджет по итогам 1999 года вышел в небольшой профицит. В мае, накануне назначенного в Думе рассмотрения вопроса об импичменте Ельцина, президент из политических соображений отправил правительство Примакова в отставку.
Первая пятилетка нулевых часто оценивается экспертами как самый экономически продуктивный период в истории современной России. Средние темпы роста ВВП за этот период составили 6,8%, быстро росло благосостояние населения. Правительство Касьянова провело ряд важных реформ, включая налоговую. Вместе с тем к концу 2004 года произошло окончательное формирование сырьевой модели экономики: уже вскоре для устойчивого развития России потребуется постоянный рост стоимости углеводородов.
В 2000 году рост цен в России превысил 20%, а к концу 2003 года, незадолго до отставки Касьянова, замедлился до 12%. В итоге средний показатель инфляции составил чуть более 16%. Курс доллара к моменту назначения Касьянова составлял примерно 28 рублей. В течение всего срока он колебался в диапазоне от 27,7 до 31,9 рубля за доллар. За этот период удалось существенно сократить количество бедных в стране: с 42 млн в 2000 году до 25 млн в 2004 году. Золотовалютные резервы Центробанка пополнились с $33 млрд до $87 млрд.
За годы премьерства Фрадкова (с 2005 по 2007 год) российская экономика росла в среднем на 7,7% в год. За тот же период средние темпы роста реальных доходов граждан равнялись 12,7% (лучший отрезок в современной российской истории по этому показателю). На 2007 год пришелся пик по прямым иностранным инвестициям в Российскую Федерацию — почти $28 млрд. Курс доллара опустился с 28,5 рубля в 2004 году до 25,5 рубля к моменту отставки Фрадкова в 2007 году. Золотовалютные резервы со времени вступления Фрадкова в должность премьера и до его ухода выросли с $85 млрд до $420 млрд.
В 2005 году правительство Фрадкова провело реформу по монетизации льгот, которая вызвала массовое недовольство среди социально незащищенных слоев населения. По стране прокатились масштабные протесты, но федеральным и региональным властям совместными усилиями удалось стабилизировать ситуацию.
Через два месяца после занятия Путиным кресла премьера цены на нефть марки Brent установили исторический максимум — $143,95 за баррель. К июлю 2008 года курс доллара опустился до 23,2 рубля, но затем финансовый кризис и падение нефтяных котировок привели к его росту до 36,4 рубля в феврале 2009 года. На фоне кризиса государство успело значительно нарастить свои социальные обязательства. В последующие месяцы произошла коррекция курса, кризис утих, и к моменту ухода Путина доллар стоил 30,2 рубля.
По итогам 2009 года экономика России сократилась на 7,8%, но уже в следующем году был зафиксирован рост в 4,5%. На 2011 год пришелся пик иностранных инвестиций в абсолютном выражении ($190 млрд), а также пик темпов роста инвестиций в основной капитал (10,8% в годовом исчислении). Инфляция достигла исторического минимума в 6,1%, равно как и количество россиян, живущих за чертой бедности (10,7%).
В то же время уже в 2012 году произошло замедление темпов роста ВВП до 3,4%, инфляция начала ускоряться, а прирост инвестиций и производительности труда — буксовать. Несмотря на быстрое восстановление экономики после потрясений 2008 года, становилось ясно, что теперь ключевую роль начинают играть фундаментальные внутренние проблемы.
Торможение экономики, которое началось еще в 2011 году, приняло гораздо более наглядные формы, когда на должность премьера был назначен экс-президент России Дмитрий Медведев. В 2013 году ВВП вырос на 1,3%, в 2014-м — всего на 0,6%, а в первом полугодии 2015-го экономика сократилась на 3,6%. Если ранее уровень инвестиций в российскую экономику просто замедлял свой рост, то при Медведеве началось падение в абсолютных значениях.
2014 год стал первым годом для России за последние полтора десятилетия, когда реальные располагаемые доходы населения продемонстрировали снижение. Инфляция в том же году впервые с 2008 года оказалась двузначной, отток капитала составил рекордные $151 млрд. Рост цен и падение доходов продолжалось и в 2015 году, что в первом квартале привело к росту численности граждан РФ, живущих за чертой бедности, до 23 млн против 15 млн в годом ранее.
Осенью 2014-го и летом 2015 года прокатились две волны девальвации рубля. В мае 2012 года, когда Медведев вступил в свою нынешнюю должность, доллар стоил порядка 30 рублей. В августе 2015-го стоимость американской валюты поднималась выше 70 рублей, что означает суммарное обесценивание практически в 2,5 раза за этот период. Объем золотовалютных резервов ЦБ с мая 2012-го по август 2015-го сократился с $520 млрд до $365 млрд.
Сегодня рынок энергоресурсов не показывает никаких предпосылок для роста цен до прежнего уровня. Если чуда не случится, то российский федеральный бюджет без серьезного сокращения расходов вскоре начнет трещать по швам. На этом фоне наращивание военных трат в России продолжается непрерывно с 2012 года, и на сегодняшний день их объем составляет 4% ВВП, что ставит Россию по этому критерию на одно из первых мест в мире.
Председатель последнего на сегодняшний день правительства РФ Дмитрий Медведев продолжает уверенно чувствовать себя на своем посту.
Фото РИА Новости, ТАСС
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»