Зачем белорусские контрабандные сигареты переправляют в ЕС через Украину и при чем тут «Правый сектор»
В минувшие выходные две находки украинских пограничников оказались очень символичными.
На украинско-румынской границе, в пункте пропуска «Порубное», пограничники Черновицкого отряда заподозрили грузовой автомобиль «Рено» с прицепом в перемещении контрабандных грузов. После досмотра в конструктивных полостях автомобиля обнаружили 22 с половиной тысячи пачек сигарет разных марок, в том числе белорусских, на сумму 300 тысяч гривен (почти 15 тысяч долларов). На выезд с Украины грузовой автомобиль «Рено» с прицепом украинской регистрации под управлением гражданина Украины прибыл вчера днем.
В то же самое время пограничники Житомирского отряда обратили внимание на грузовик «МАН», въезжающий на Украину из Беларуси через пункт пропуска «Выступовичи»: пломба на кузове машины была повреждена. В результате углубленного осмотра среди коробок с керамической плиткой обнаружили 10 тысяч пачек сигарет белорусской марки NZ на сумму 100 тысяч гривен.
А символично то, что в одно время на украинских границах была изображена типичная траектория белорусских контрабандных сигарет: через Украину — в Евросоюз.
Еще в июле, после вооруженного столкновения в Мукачеве «Правого сектора» (организация запрещена на территории России) и окружения депутата Верховной рады Михаила Ланьо, тогдашний губернатор Луганской области Геннадий Москаль говорил, что стрельба стала следствием борьбы за «зеленый коридор», через который белорусские сигареты везут контрабандой в страны Европейского союза. Москаль оценивал масштабы контрабанды не в миллионах, а в миллиардах долларов. И борьба за право контролировать потоки контрабанды привела к вооруженному конфликту с десятком раненых, нивелировавшему, по мнению Москаля, все усилия Украины по введению безвизового режима с ЕС.
По информации Геннадия Москаля, в Донецке возобновили работу табачные фабрики, которые раньше «крышевались» Захарченко и Чеботаревым. Но основная масса сигарет в объеме украинской контрабанды — все-таки белорусского производства. На Украину они попадают через «окна» в Черниговской, Волынской, Ровенской областях. Затем уходят в Румынию, Словакию, Венгрию и Польшу через Закарпатскую область. Перевозят по-разному: малой авиацией, дельтапланами, беспилотниками, грузовиками с древесиной, иногда даже вплавь — в тех местах, где граница проходит по реке.
15 июля Геннадий Москаль был назначен главой Закарпатской областной администрации и сразу выставил на всех перевалах, ведущих в область, дополнительные посты из сотрудников таможни, пограничной службы, МВД, СБУ и фискальной службы для усиления борьбы с контрабандой. Москаль обязал всех силовиков, работающих на этих постах, не допускать ввоз в Украину крупных партий табачных изделий.
23 июля депутат Верховной рады Игорь Гузь сообщил в своем аккаунте в Facebook: «На территории Беларуси, вблизи украинского погранично-пропускного пункта «Доманово», стоит 38 фур с контрабандными сигаретами. Арифметика следующая: 38 умножить на $30 тысяч = $1 140 000. По неофициальной информации, к этому делу имеет прямое отношение Роман Микитюк, экс-регионал и претендент на должность начальника Волынской таможни. Его протеже, и.о. руководителя таможни Дмитрий Якобчук, в тяжелых раздумьях, как дать движение делу: «Дорогие журналисты, интересная тема для расследования. Уже сегодня лично обратился по этому поводу к главе СБУ Василию Грицаку».
Депутат также опубликовал в своем аккаунте письмо заместителя начальника отдела по борьбе с организованной преступностью Управления СБУ по Волынской области начальнику Волынской таможни, в котором идет речь о большом скоплении грузовых автомобилей на территории Беларуси у украинской границы:
«На границе со Словакией пограничники Чопского отряда обнаружили четырех граждан Грузии, которые пытались пройти в Евросоюз. Все были задержаны и доставлены в пункт содержания нелегальных мигрантов. Кроме того, в поезде, который провозил в Словакию пелеты (древесное сырье для отопления), обнаружены 300 ящиков сигарет без акцизных марок. Все сигареты — белорусского производства (Гродненская табачная фабрика «Неман»), а именно: «Фест», «Минск» и «NZ». Выявление сигарет свидетельствует о недостаточном контроле на украинско-белорусской границе».
Письмо датировано 2 июля, еще до перестрелки в Мукачеве и смены губернатора. Ничего удивительного: контрабанда белорусских сигарет через Украину активизировалась еще 4 года назад. После обвала белорусского рубля в 2011 году (белорусская валюта подешевела в три раза по отношению к доллару) наступило время, когда товары еще не успели подорожать в соответствии с курсом. И белорусские сигареты «подешевели» вместе с рублем. Тогда в Беларуси начался табачный дефицит, зато сигареты производства Гродненской табачной фабрики в изобилии продавались на Украине. А затем стали активно переправляться с Украины в ЕС, где розничная стоимость пачки сигарет в два, а то и в четыре раза (это зависит от региона Европы) дороже, чем в Беларуси. И речь идет вовсе не о местном «Фесте». Гродненская табачная фабрика на контрактной основе выпускает все основные марки British American Tobacco. И если есть возможность купить контрабандную пачку «Винстона» за доллар, зачем платить за нее все 4 доллара?
Конечно, путь в ЕС через Украину кажется странным: зачем переправлять контрабандный табак через третью страну, если Беларусь и сама граничит с тремя государствами Евросоюза — Польшей, Литвой и Латвией? Ничего странного. Контрабанду в Литву, Латвию и Польшу никто не отменял. В прошлом году, по данным Государственного пограничного комитета Беларуси, в автомобильных тайниках на белорусско-украинской границе было выявлено чуть более миллиона контрабандных сигарет, зато на границе с Латвией — 19 миллионов, на границе с Литвой — 45 миллионов, на польской границе — 21 миллион белорусских сигарет. Но это не значит, что на Украину мало везут. Это значит, что Геннадий Москаль прав, и окна на белорусско-украинской границе давно уже работают без сбоев.
Кроме того, у всякой контрабанды есть политическая составляющая. В 2011 году после государственной расправы над участниками мирной демонстрации и кандидатами в президенты Беларусь подверглась жестким политическим санкциям и в очередной раз стала государством-изгоем. В то же самое время, в 2011 году, Украина и Европейский союз согласовали окончательный текст договора об ассоциации Украины с ЕС, откуда, казалось, до вступления в шенген рукой подать. Конечно, все оказалось не так, как снилось и мнилось 4 года назад — и с Беларусью, и с Украиной, — но в Европе действительно Украину стали воспринимать как давшего телеграмму о приезде родственника. А грузовичок родственника на таможне уже вовсе не так «трясут», как фургон какого-нибудь подозрительного белоруса.
Таким образом, сделать крюк через Украину — пусть дольше, зато проще и безопаснее. Тем более что именно там каналы доставки белорусской табачной контрабанды работают как часы. Правда, иногда со сбоями. В конце марта под Луцком разбился самолет Ан-2, перевозивший белорусские сигареты в Польшу. Самолет потерял высоту и упал на дорогу в селе Проминь, его пилот погиб.
При расследовании падения самолета оказалось, что он взлетал с «самодельной» взлетно-посадочной полосы прямо в поле недалеко от села. И взлетал не первый раз: местные жители много раз слышали гул самолета в поле и знали, что на нем возят контрабандные сигареты. Раньше это был сельскохозяйственный «кукурузник», который сбрасывал удобрения на поля. А потом начал возить контрабанду. За 2 года до того словацкие таможенники сообщили украинским, что обнаружили подземный тоннель, по которому с Украины в Словакию переносили контрабандные сигареты. Подозреваю, что такой тоннель — не один. Как и «кукурузник».
Емкость табачного рынка Беларуси составляет 16 миллиардов сигарет. При этом в стране производится около 30 миллиардов ежегодно. 23 миллиарда производит Гродненская табачная фабрика «Неман», еще 7 миллиардов — частная компания «Табак-инвест». За первые 6 месяцев 2015 года на экспорт ушли 2 миллиарда сигарет. По прогнозам, столько же будет экспортировано во втором полугодии. В «неучтенке» остаются 10 миллиардов сигарет. Это и есть «контрабандная емкость».
И еще. Гродненская табачная фабрика является полностью государственным предприятием. «Табак-инвест» принадлежит одному из главных «кошельков» Лукашенко — Павлу Топузидису. И вряд ли эти собственники позволили бы своим предприятиям втайне производить и сбывать левый товар. Так что это проблема не частных грузовичков и падающих «кукурузников», а большой и гнусной государственной контрабанды. Учитывая, что на белорусском табачном рынке игроков всего двое, ни одна «Беломорина» не уйдет не замеченной на Украину.
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»