В залах ММСИ на Тверском бульваре проходит выставка про крены в нашем восприятии истории
Владимир Потапов, художник и куратор, — имя относительно новое, но уже хорошо известное на столичной арт-сцене. Неслучайно его персональная выставка входит в совместную программу Московского музея современного искусства и модной галереи «Триумф» под говорящим названием «Молодые львы». Потапов в проекте «По памяти» в самом деле с львиным остервенением сдирает кожу с тушки отечественной истории. Вернее, с ее мифологизированной мумии.
Вообще-то главная сфера интересов Владимира Потапова — исследование жизни картины после ее объявленной смерти. И «пространственная живопись» (распадающееся и возвращающееся в зависимости от движения зрителя изображение на прозрачных пластинах), и «бесконтактная пигментная живопись» (картинка, будто бы сама собой проступающая на белой поверхности), и фильм-интервью «Ни возьмись», в котором экспертов подталкивают признать гибель живописи как таковой, — это эффектные, но эскапистские опыты. Тем не менее в самых формальных экспериментах художника наличествовали очевидные социальные мотивы. А были и прямые политические высказывания вроде инсталляции, посвященной терактам в родном Волгограде, или подготовленной уже в качестве куратора выставки к 20-летию событий в октябре 93-го. Поэтому проект «По памяти» — и про картину вообще, и про разные артистические техники, и про форматы и объемы. А при этом — отклик на самые горячие общественные дискуссии. И жалко, если из-за летних вакаций он останется незамеченным, даже несмотря на музейный статус.
Потапова можно даже обвинить в газетной иллюстративности, если не учитывать многодельность работ, которые не создаются в один день. Судите сами. Министр культуры грозит уволить главу федеральных архивов за… борьбу с фальсификацией событий Великой Отечественной, выступая за неприкосновенность нас возвышающего обмана. Но панфиловцы — это всего лишь деталь в развесистой лжи советской военной истории. Нас учили и учат, что «красный день календаря», 23 февраля, — дата победы новорожденной Красной армии над кайзеровскими войсками под Псковом и Нарвой. Что абсолютная фикция, достойная кисти мастеров студии Грекова, но не строк учебника.
Потапов — художник, оттого он создает гигантское (3,8х6 м) полотно «Победа под Псковом», нарочитый постмодернистский пастиш, набор цитат из русской и советской баталистики. Тут есть и крестьянский мальчик с пикой, и советские солдаты, и матросы, и французский гренадер, и немецко-фашистский захватчик, и Сапун-гора, и Мамаев курган (куда ж теперь без них!), и Брюллов, и Дейнека. Нет только псковских красноармейцев и самого Пскова — вместо тамошней крепости изображен замок Нарвы. Чтобы подчеркнуть искусственность изображенного, для картины автор выбирает формат, не вмещающийся в музейный зал: она выставлена под наклоном, да еще с обрубленным верхом. Миф всегда больше реальности. Куда уж доходчивей! В пресс-релизе написано, что полотно найдено в запасниках Псковского краеведческого музея (не существующего в природе), где провело около сорока лет, и собственноручно отреставрировано Владимиром Потаповым. И уже хочется попенять художнику за лобовую шутку. Однако псковские СМИ сразу же после вернисажа сообщили о бесценном открытии столичного патриота и даже собирались брать у него интервью. А вы говорите, что современное искусство со своей больной фантазией далеко от народа.
Или вот еще другая часть проекта «По памяти» — превращенная в объект живописная серия на картонных листах открыточного формата «Памятник». Работы вклеены в страницы старого советского фотоальбома, который на выставке предложено листать ностальгирующему зрителю. На каждой картинке — памятник Ленину, в хорошей сохранности и руинированный, подвергшийся акту вандализма или просто потрескавшийся от времени. Есть даже эпизоды украинского «ленинопада». Все Ильичи изображены с импрессионистической размытостью, с сентиментальной трогательностью. Кажется, что краски потекли под зрительской слезой умиления. Так вот, когда Потапов задумывал эту серию, он не догадывался о совсем свежей инициативе комсомольцев Республики Коми организовать флешмоб «Селфи с Лениным» — всероссийский конкурс фотографий самого себя рядом с памятником вождю мирового пролетариата. В «Мемориале» эту возможную акцию уже назвали «одомашниванием тирана», но это определение как нельзя лучше подходит и к произведению Потапова. Мы теперь можем представить, что получится из комсомольской задумки.
«Одомашниванием» прошлого художник занят и в цикле «Внутри», самом сложном по технике на выставке. Он вдохновлен старыми дворовыми досками объявлений, которые год от года замазывались слоями краски мастерами ЖЭКа и ЖКХ прямо поверх оставшихся бумажек. В итоге создавался непроизвольный палимпсест, пастозная полуабстрактная картина, свидетельства эпох, выступающие друг из-под друга. Потапов сначала использовал подлинные доски, потом имитировал коммунальное ноу-хау. Он не рисовал, а «прокорябывал» изображения, позаимствовав сюжеты из советской фотолетописи от ГУМа и ВДНХ до Афгана и Чернобыля, из семейных альбомов, из старых газет и любительской фотосъемки. Не сразу уловимые очертания проявляются из пестрой живописной плоти как призраки прошлого, которые можно пощупать (картины очень фактурны), но в реальность которых нельзя поверить. Наша личная память тоже обобществлена, мумифицирована и не поддается освежёвыванию, несмотря на все художественные усилия. Их тщетность доказывал перформанс «Плакальщицы» на вернисаже — нанятые актеры пускали слезу перед картинами-миражами Потапова, и искусственность действа доказывала нашу готовность помнить лишь по заказу, по указке Министерства культуры, комитета комсомола, жэковского дворника или учителя истории.
Ему, как некоему абстрактному Геродоту, посвящена финальная часть экспозиции Владимира Потапова — инсталляция «Крен». У типичных школьных парт подпилены правые ножки так, что они длинной гармошкой уходят в тупик музейного аппендикса. Нас кривовато учили, да мы и сами кривы на один глаз. Мораль проста и даже нарочита для этой тонкой выставки. Просто живописцу Владимиру Потапову захотелось поработать с реальным, а не картинным пространством, с материальными объектами, а не идеологическими фантазмами. Но, вероятно, на этих симулякрах молодой лев сточил зубы и обломал когти. Хоть буквально перегрыз основы школьного образования в виде ножек столов.
Федор РОМЕР —
специально для «Новой»
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»