Совет директоров Всемирного банка признал правомерность и обоснованность всех аргументов, которые экологические организации России и Монголии выдвинули против планов строительства крупных плотин в бассейне реки Селенга – крупнейшего притока Байкала.
Руководству проекта MINIS, в состав которого входят указанные предложения по созданию ГЭС Шурэн и Орхон, предложили в течение года учесть все замечания, которые российские и монгольские экологи [изложили](http://www.novayagazeta.ru/news/1691656.html) в своей многостраничной жалобе. По истечении этого срока совет директоров Всемирного банка снова вернется к рассмотрению дальнейшей судьбы проекта MINIS и, в случае продолжения нарушений, может назначить полномасштабное расследование.
Принятый Инспекционным советом документ [опубликован](http://ewebapps.worldbank.org/apps/ip/PanelCases/102%20-%20Eligibility%20Report(English).pdf) на сайте Всемирного банка.
Хотя формально Всемирный банк всего лишь отложил принятие окончательного решения по жалобе экологов максимум на один год, утверждение советом директоров банка отчета Инспекционного совета свидетельствует о правомерности и обоснованности всех аргументов жалобы, которые нашли свое подтверждение в отчете. «Инспекция подтвердила, что потенциальный ущерб, описанный заявителями, действительно велик, и установила, что есть прямая связь между проектом MINIS и риском нанесения ущерба», — говорится в документе. Такое решение не позволит ни Банку, ни его контактам в монгольском правительстве далее утверждать, что они «всего лишь проводят предварительные оценки, не имеющие материальных последствий».
«Для нас, заявителей жалобы, это решение, конечно, довольно неожиданно. Тем не менее, мы считаем, что в данных обстоятельствах, когда экологическая оценка проектов еще полностью не разработана и проектная документация не утверждена, такое решение – пожалуй, лучший вариант для нас, — говорит российский координатор международной экологической коалиции «Реки без границ» Александр Колотов. — Теперь над проектами монгольских ГЭС год будет висеть «дамоклов меч» расследования, а мы получим возможность собрать и представить новые аргументы в пользу того, почему строить плотины в бассейне крупнейшего притока Байкала — это очень плохая идея».
В отчет Инспекции Банка много раз повторяется, что обстоятельные общественные обсуждения с населением в рамках оценки воздействия строительства плотин в бассейне Селенги должны пройти также и в России. Остается надеяться, что после решений Всемирного Банка и Комитета по Всемирному наследию, монгольскому правительству не придется еще раз напоминать, что не только две ГЭС проекта MINIS, но и проект крупнейшей в бассейне Селенги ГЭС на реке Эгийн-гол должен быть обсужден с населением России. В мае этого года Монголия уже объявила о договоре на строительство сопутствующих ГЭС на реке Эгийн-гол дорог и ЛЭП. Такая преждевременная концессия и форсирование получения займа на строительство у китайского Эксимбанка явно противоречит как международному праву, так и двусторонним договоренностям с Россией.
Документ Всемирного банка во многом похож на июльское решение по Байкалу, принятое во время 39 сессии Комитета всемирного наследия ЮНЕСКО. Как известно, опасность для Байкала представляют не только ГЭС, планируемые Монголией, но и уже существующий в России Ангарский каскад. Комитет ЮНЕСКО потребовал от Монголии проведение как отдельных экологических экспертиз по каждой из трех планируемых ГЭС, так и оценку совокупных воздействий каскада плотин в бассейне Селенги на Байкал.
Монгольская делегация протестовала и просила признать свои ГЭС «спасителями глобального климата», ссылалась на избыточность требований, просила о призвании к ответу России. В итоге к ответственности Комитет призвал оба государства. Россию призвали объяснить Комитету, как её Иркутская ГЭС влияет на Байкал, а вместе с Монголией Россия должна будет провести стратегическую экологическую оценку водопользования в байкальском бассейне, чтобы создать гарантии сохранения Байкальского участка Всемирного наследия.
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»