Сюжеты · Культура

ПУ — инструмент цензуры

Какие фильмы и за что запрещают сегодня, лишая ленту прокатного удостоверения

Лариса Малюкова , обозреватель «Новой»
Какие фильмы и за что запрещают сегодня, лишая ленту прокатного удостоверения
**Министерство культуры отозвало прокатное удостоверение у новой картины талантливого документалиста Алены Полуниной «Варя» с формулировкой: «за освещение деятельности экстремистской организации». Похоже, «ПУ» — прокатное удостоверение, или «прокатка», как и предвещали эксперты, превращается в инструмент цензуры.** **«Новая» разбирается с проблемой «запрета» в современном кино.**
#Любопытной Варваре…
«Варя» — ироничная одиссея учительницы математики из Москвы, едущей «правду искать» на земле некогда дружественной Украины. Седая, взлохмаченная, восторженная, путающаяся в убеждениях странница с двумя авоськами и ворохом простейших вопросов пытается понять, кто эти люди: застрявшие в палатках на Майдане, заседатели «народного трибунала» в Виннице, недавно освободившийся из тюрьмы Сергей, правосекторная «хунта» и, наконец, приобретенный украинский двойник Вари — Владислава. Кокетливая «Берегиня Майдана и душа Украины» (так она представляется) в золотых сапожках и шалях с кистями и цветами, призывающая заменить оружие на вышиванки. Во время многочисленных встреч Вари с украинскими френдами по Facebook случается и эпизод, связанный с семичасовым арестом Вари и съемочной группы бойцами «Правого сектора», признанного в РФ экстремистской организацией…
Скандал разгорелся неожиданно. Гуманистическому эссе, снятому без госфинансирования, сначала вроде бы ПУ выдали, и фильм с успехом прошел на омском фестивале «Движение», возглавляемом Артемом Михалковым, потом в российских программах ММКФ, на возглавляемом Никитой Михалковым, фестивале ДОКер. Затем «прокатку» решили забрать. Впрочем, по мнению руководителя кинодепармента Вячеслава Тельнова, «прокатное удостоверение на фильм «Варя» и не выдавалось, а значит, не могло быть отозвано».
Удивительную эту ситуацию комментирует **Алена Полунина** , обладатель «Лавровой ветви» («Революция, которой не было»), приза Римского фестиваля («Непал форева»).
#Штирлиц нервно курит…
В последнее время практика воспрещения набирает обороты. Как правило, запрет вырастает на почве простого объяснения. В случае с Полуниной в основе наказания фильма — распоряжение Роскомнадзора, запретившего распространение информации об экстремистских организациях. В частности, о «Правом секторе» — «без указания на то, что соответствующее общественное объединение или организация ликвидированы или что их деятельность запрещена». Но распоряжение касается СМИ, а «Варя» — авторское психоделическое кино, в котором политика служит рамой для двойного портрета сдружившихся блаженных душ: российской и украинской.
Впрочем, у нас любое начинание, в том числе и логичное, расцветает причудливыми цветами сюра, абсурда и непременными цензурными колючками. Так что, скорее всего, какой-то чиновник решил перестраховаться…
С этими прокатками вообще темная история. Еще весной в Минкульте обещали, что для показа на фестивалях их отменят, и министерство подготовило соответствующие поправки. Но о принятии окончательного решения не известно. И фестивали с риском «для жизни» показывают «сомнительные», с точки зрения государственников, фильмы. Так что теперь не только сами картины, но и фестивали оказались в ручном управлении. И если кто-то кое-где у нас порой — как Виталий Манский — выскажется резко или покажет на «Артдокфесте» фильм «Путинские игры», лично министр перекроет кислород финансирования лучшему документальному смотру в стране.
Порой Минкульт успешно играет роль рекламного агентства. Благодаря его инициативам фильмы выплывают из тумана неизвестности. Так было с малоинтересным «Номером 44» («Child 44») о сталинской России, снятом с проката за день до премьеры «за искажение истории». И все немедленно бросились смотреть кино с Гари Олдменом и Томом Харди в интернете.
Каждый запрет имеет какое-то обоснование. Но на практике чиновничьи инициативы оборачивается абсурдом. То предлагают «отменить» курящих Волка из «Ну, погоди!», Крокодила Гену и Штирлица, то нападут на «Иронию судьбы…» за пропаганду алкоголя, то матерящиеся в кулуарах госчиновники озаботятся чистотой речи на экране. Все зависит от того, какой «мотив» у политиков на повестке дня. Сегодня самой болезненной темой для нашего кино оказалась Украина. По словам Виталия Манского, его фильму «Родные» (некоторые эпизоды запланировано снимать на Украине) из-за темы отказано в поддержке вопреки решению собственного минкультовского экспертного совета по неигровому кино.
#Враг народа — паровозик Тишка
Окончательную победу агитпропа над здравым смыслом демонстрирует и Госкино Украины. Список запрещенных к показу российских фильмов разрастается не по дням, а по часам. Недавно к библиотеке запрещенных фильмов, таких как «Белая гвардия» Снежкина или «Поддубный» Орлова, за «пренебрежение к украинскому языку, народу и государственности» прибавилось еще 162 названия. Черная метка прислана российским фильмам и сериалам, произведенным у нас с 1 января 2014 года. Остальную кинопродукцию на предмет «пропаганды российских силовых структур» рассмотрит специальный экспертный совет.
В зацикленные на суровой идеологии советские времена я познакомилась с одним опытнейшим музыковедом. В Гостелерадиофонде этому сведущему пенсионеру платили зарплату за то, что он умел с одного взгляда на телевизионную картинку с симфоническим оркестром разглядеть «отъезжантов» — музыкантов, эмигрировавших на Запад. Запятнанную запись немедленно перемещали из эфирной базы в «запас» или стирали. Сколько великолепных концертов и программ пострадало! Похоже, сегодня вновь пора обзаводиться подобными экспертами.
У украинской редактуры настоящий аврал: «ищут пожарников, ищут милицию» — на экран не проскочит ни одна муха в погонах, «популяризирующая силовиков страны-агрессора».
Помимо очередных «Тайн следствия», «Дознавателя» или «Улиц разбитых фонарей» под раздачу попали комедия Крыжовникова «Горько-2» («Горько-1» от запрета ускользнул, он снят до 2014-го), «Дубровский» Вартанова и Михановского с Данилой Козловским в главной роли, безобидные сериалы «Физрук», «Воронины», «Молодежка», «Тест на беременность», «Орлова и Александров».
Врагом Украины, к полному недоумению авторов, объявлен «Паровозик Тишка». Один из режиссеров пострадавшего проекта, **Алексей Котеночкин** , комментирует «Новой»:
Вряд ли… За трансляцию российских фильмов, снятых после 2014-го, предусмотрен штраф до 60 тысяч гривен.
Между тем, по информации украинских СМИ, каналы не отказались от российского контента. На «Интере» продолжают показ документального сериала «Следствие вели...» с Леонидом Каневским. «1+1» не убрал из сетки «Хорошие руки» 2014 года выпуска. Украинские журналисты обращают внимание на то, что в черном списке множество теле- и киноработ без каких бы то ни было признаков милитаризации, фильмы, в которых нет ни военных, ни полицейских. Среди них немало российско-украинских копродукций.
Запрещена, в частности, комедия Марюса Вайсберга «8 новых свиданий» с популярным украинским шоуменом Владимиром Зеленским. Артисту Зеленскому, кстати, достается по обе стороны границы. На Украине — за то, что снимается «у москалей», в России председатель молодежного движения «Справедливая сила» Илья Свиридов предложил признать Зеленского персоной нон грата, а фильм запретить. Но тут внезапную здравость смысла продемонстрировал наш министр культуры. «Мы в синхронном абсурде не участвуем», — обнадежил он.
Тут и Госкино Украины одумалось и аж два фильма из запретного перечня изъяло. А именно — украинско-российские сериалы «Дом с лилиями» Владимира Краснопольского и «Ветреную женщину» Ольги Перуновской, которая сейчас идет на российских телеэкранах.
Стоит заметить, что и наиболее интересные работы в авторском кино нынешнего сезона — «Под электрическими облаками» Алексея Германа и «Милый Ханс, дорогой Петр» Александра Миндадзе — российско-украинская копродукция. Картина Германа приняла участие в только что завершившемся Одесском международном кинофестивале.
А обращенная к широкой аудитории «Битва за Севастополь» — лишенное ложного пафоса антимилитаристское кино — была поддержана в обеих странах. Режиссер фильма **Сергей Мокрицкий** с горечью подмечает:
Политики сдвигают оптику с политических проблем и необходимости их решения на поле кинематографа, который нынче воспринимается исключительно как средство борьбы и давления. Соглашусь с Аленой Полуниной, возможно, эти запретительные инициативы исходят от «добрых в душе», как писал Гоголь об одном генерале, людей, но «их чины — совершенно сбивают их с толку». В пору обострения отношений, когда территория человечности и терпимости усыхает шагреневой кожей, кинематограф мог бы образумить заигравшихся в войну, погрязших в ненависти и недальновидности политиков. Но, увы, сегодня именно политики и чиновники диктуют, что снимать и что показывать.
#Какие фильмы и за что запрещали. Мировая практика
Среди запрещенных фильмов были такие шедевры, как **«Броненосец Потемкин»** Эйзенштейна и **«Рождение нации»** Гриффита.
**«На Западном фронте без перемен»** Льюиса Майлстоуна (1930). Экранизация романа Ремарка была запрещена в Австрии и Германии как антимилитаристское высказывание. В короткий период, пока прокат был разрешен, приверженцы Гитлера, партийные активисты срывали показы, выпуская в залы кинотеатров крыс... Среди наград: две премии «Оскар».
**«Виридиана** » Луиса Бунюэля (1961) Magnum opus Бунюэля. Фильм был запрещен Ватиканом к просмотру на протяжении 16 лет в связи с тем, что режиссер касается запретных для франкистской Испании тем инцеста, суицида, насилия над женщиной, святотатства и «шведской семьи». Среди наград: «Золотая пальмовая ветвь» Каннского кинофестиваля.
« **Заводной апельсин»** Стенли Кубрика (1971) Антиутопия по мотивам одноименного романа Энтони Бёрджеса, приобрела статус культовой. Лента была раскритикована в Великобритании за пропаганду насилия с формулировкой: «Зло как таковое». В результате Warner Brothers остановила британский прокат фильма. Запрет на «Заводной апельсин» был снят после смерти режиссера. Картина была также запрещена в Ирландии и Сингапуре. Среди наград: четыре номинации на премию «Оскар», четыре номинации на «Золотой глобус».
« **Последнее танго в Париже»** Бернардо Бертолуччи (1972). Философско-эротическая драма с Марлоном Брандо и Марией Шнайдер. В Италии фильм продержался в прокате неделю. Суд признал «Последнее танго в Париже» порнографией и постановил уничтожить все копии. В 1987 году решение было отменено. Помимо Италии фильм был запрещен в Чили, Португалии, Сингапуре, Новой Зеландии, Южной Корее. Среди наград: две номинации на премию «Оскар», две номинации на премию «Золотой глобус».
**«Сало, или 120 дней Содома»** Пьера Паоло Пазолини (1975). Вольная экранизация одноименного произведения маркиза де Сада, последний фильм Пазолини (через несколько дней после завершения съемок режиссер был зверски убит) — среди самых скандальных картин 70-х. Извращенная природа фашизма показана с немыслимой откровенностью. Пазолини перенес действие романа в годы Второй мировой войны, в фашистскую «республику Сало» на севере Италии. Из-за натуралистичных сцен насилия фильм был классифицирован как порнографический и запрещен к показу в ряде стран.
**«Последнее искушение Христа»** Мартина Скорсезе (1988). Одна из самых значительных картин была предана анафеме христианскими фундаменталистами, которых возмутило, что мастер изобразил Христа как обычного человека. В основе картины — роман греческого писателя Никоса Казандзакиса «Последнее искушение». Авторскую трактовку Нового Завета называли ересью и невиданным богохульством. Фильм запретили к показу в Турции, Аргентине, Мексике, Чили, на Филиппинах и в Сингапуре. Прокат фильма в США сопровождался беспорядками и акциями протеста. Скандал разгорелся и после показа картины по НТВ, некоторые депутаты и представители РПЦ требовали ленту запретить. Номинация на премию «Оскар», три номинации на премию «Золотой глобус», премия кинокритиков на Венецианском кинофестивале.
**«Список Шиндлера»** Стивена Спилберга (1993). Художественная драма о Холокосте по роману Томаса Кенелли, по опросу Американского киноинститута, вошла в список лучших фильмов США. В Малайзии правительственная комиссия по цензуре, запрещая фильм, назвала его «еврейской пропагандой», уточнив, что «он отражает привилегии и достоинства только одной определенной расы». Египетские и индонезийские цензоры запретили фильм за то, что «в нем содержатся сцены насилия, пыток и демонстрируются обнаженные тела». Комитет мировой солидарности мусульман назвал фильм «не чем иным, как сионистской пропагандой». Среди рекордного числа наград: семь премий «Оскар», 12 номинаций, три премии «Золотой глобус», семь премий BAFTA.
**«Прирожденные убийцы»** Оливера Стоуна (1994). Истерия вокруг криминальной драмы по сценарию Тарантино началась после премьеры. Фильм обвиняли в пропаганде насилия, запретили в некоторых странах. Среди наград: номинация на премию «Оскар», спецприз жюри Венецианского кинофестиваля.
**«Страсти Христовы»** Мэла Гибсона (2004). По версии американского еженедельника Entertainment Weekly, самая скандальная картина в истории кинематографа. Богословы в разных странах призывали запретить к показу эту «неправду и очернение Христа». В Малайзии правительственные цензоры разрешили смотреть фильм только христианам. Среди наград: три номинации на премию «Оскар», премия «Золотой сателлит».
**«Это не фильм»** (2011), **«Закрытый занавес»** (2013) и **«Такси»** (2015) Джафара Панахи. Одному из самых известных иранских режиссеров, осужденному за антиправительственную деятельность, запрещено заниматься профессией и выезжать из Ирана в течение 20 лет. Однако и под домашним арестом Панахи продолжает на бытовую камеру и телефон снимать кино. «Это не фильм» — участник Каннского фестиваля. «Закрытый занавес» — «Серебряный медведь» «Берлинале» за сценарий. «Такси» — «Золотой медведь» и приз ФИПРЕССИ «Берлинале».
**«Изгоняющий дьявола»** Уильяма Фридкина (1973). «Самый страшный фильм всех времен» снят по мотивам романа Уильяма Питера Блэтти. Запрещен в Великобритании, Малайзии и Сингапуре. 10 номинаций на премию «Оскар», две премии «Оскар», четыре премии «Золотой глобус».
О советской цензуре и запрещенных фильмах написаны книги. Фильмы «арестовывали» и ссылали на «полку», калечили цензурными купюрами.