Сюжеты · Общество

Черные дни в Светлом

Причины трагедии, унесшей жизни 24 курсантов учебного центра ВДВ, до сих пор официально не названы

Причины трагедии, унесшей жизни 24 курсантов учебного центра ВДВ, до сих пор официально не названы
Присяга была в субботу. Родители новобранцев, братья и сестры съехались в Светлый (пригород Омска) из разных ближних и дальних мест — Новосибирска, Тюмени, Иркутска, Перми, Челябинска, Башкирии и даже с юга — из Краснодарского края. Они гордились своими мальчишками, которым удалось попасть в эту часть. Таких в стране всего две — учебный центр в Сельцах под Рязанью, где готовят офицеров-десантников, и в Омске — для подготовки младшего командного состава.
— У меня сын университет окончил, юрфак. И парень, с которым здесь подружился, тоже с высшим образованием. Здесь много таких ребят, — рассказывает мама уфимца Артема Арюсина.
Артем специально тренировался, чтобы его направили в Омск, потому что наводчик-оператор БМД (боевой машины десанта) — это круто по нынешним временам. Число желающих послужить хоть срочником, хоть контрактником бьет все рекорды: по данным областных военкоматов, буквально за год оно увеличилось в разы. Настоящий призывной бум.
— Мой Артем, — продолжает Ольга Арюсина, — прошел серьезный отбор: из 300 претендентов в центр зачислили 30. И служба была ему по душе: никакой дедовщины.
Артему повезло: когда обрушилась казарма, его кровать не попала под завалы. Физически он не пострадал. Но прежде чем родители узнали, что с сыном все в порядке, прошло много страшных часов неведения.
После присяги призывников отпустили на выходные в увольнение: побыть с родными. Солдаты вернулись в часть в 8 вечера в воскресенье. В 10 — отбой. А через 40 минут военный городок вздрогнул от грохота. Обрушились крыша и все четыре этажа в центре здания, образовался провал шириной в два оконных проема. В этот момент в казарме находились 337 новобранцев, в том числе в разрушенной части — 42, они и оказались под завалами.
Две сотни человек ждали у КПП хоть каких-то вестей о детях — пытались прорвать выставленное вокруг оцепление (позвонить солдатам было нельзя: после выходных у них забирают сотовые, я хочу спросить: «Почему?!»). Матери теряли сознание. Страшные новости стали появляться в интернете к утру понедельника: один погибший, два, семь, десять, восемнадцать…
— Моего сына в списках не было, — сказала нам мама Максима Игнатенко. — О том, что он погиб, я узнала в час дня, позвонив командиру взвода, другие начальники ничего мне не отвечали.
Днем завалы были разобраны, и стало известно: 23 погибших, 19 госпитализированы, в основном — тяжелые. 13 июля вечером в больнице на операционном столе скончался еще один призывник (травмы, не совместимые с жизнью). Восемнадцать пострадавших военнослужащих двумя спецрейсами МЧС доставлены в московские клиники.
По местным и федеральным СМИ бродят 5—6 версий причин обрушения: осыпалась наружная стена, сползло под собственной тяжестью потолочное перекрытие, незаконная перепланировка, пристройка верхнего этажа, укладка бетонной стяжки на деревянный пол.
По мнению известного эксперта Азария Лапидуса, к трагедии могло привести «некачественное состояние сопряжения узлов ригелей или перегруз при реконструкции, на который колонны и ригели изначально не были рассчитаны». Специалисты на условиях анонимности утверждают, что из-за ветхости здания (построено в 1975 году) ему был противопоказан капремонт, которым два года назад занялась компания «Ремэксстрой», которая выиграла тендеры Министерства обороны на строительство жилых объектов стоимостью 154 и 174 млн рублей, причем договоры заключались по начальной, то есть максимальной, цене. Это что — особое отношение к строительной фирме?
Ранее эта компания не раз засветилась в скандалах, в частности, при строительстве 9-этажного дома в Казани, где инспекция Госстройнадзора Татарстана обнаружила грубейшие нарушения — оголенную арматуру в местах перекрытий, не прошедшие освидетельствование несущие конструкции, не смонтированные лестничные марши…
Разные категории омского населения — пенсионерки, женщины средних лет, девушки в шортах, мужики с золотыми цепями на шее — все отвечают на вопросы охотно, но только если убрать диктофон. Инкогнито рассказывают о многом: о том, что рухнувший корпус стоял долго без окон, без дверей, а два года назад решили провести капремонт, чтобы «дурные» деньги освоить, которые пришли из Москвы. «Обшили красиво сайдингом, а внутри все прогнило, парни-спасатели говорят: встанешь на бетонную плиту — она крошится, кладку чуть тронешь — посыплются кирпичи».
Слухи о том, что «строили казарму алкоголики и наркоманы» (было такое сообщение на популярном сайте), жители военного городка не подтверждают. А вот то, что работало тут много выходцев из Средней Азии, — «это факт». Местные убеждены: «Сэкономили на них много, они же за копейки согласны пахать». Говорят, гастарбайтеры ходили по домам — предлагали стройматериалы: «Может, им зарплату так выдавали». И еще, по словам опрошенных нами людей, привлекались к строительству казармы солдаты-срочники («Те вообще забесплатно работали»).
«Сделайте запрос, — советует мужчина спортивного телосложения, — на каком основании потратили на ремонт старой казармы 120 миллионов рублей, когда можно было за 90 построить новую?»
13 июля в поселок Светлый прибыло много высоких чинов из Москвы во главе с начальником штаба ВДВ генерал-лейтенантом Николаем Игнатовым, а также сотрудники Главной военной прокуратуры и Главного военно-следственного управления (ГВСУ).
Совещались не зря. 13 июля официальный представитель СК РФ Владимир Маркин заявил, что все причастные в той или иной степени к трагедии, случившейся в Светлом, «независимо от должностей и заслуг будут справедливо наказаны». Возбуждены уголовные дела по трем статьям УК: «Халатность», «Нарушение правил безопасности при ведении строительных работ» и «Превышение должностных полномочий». Виновным грозит до 10 лет лишения свободы.
По данным СМИ, ГВСУ очертило круг потенциальных фигурантов уголовного дела: это руководители компании «Ремэксстрой» и должностные лица Минобороны, принимавшие ремонтные работы. Проверены будут и «Спецстрой», и эксплуатант здания — ОАО «Славянка».
Пока же 14 июля задержан начальник 242-го учебного центра ВДВ полковник Пономарев: он, сообщает СК РФ, «признал частично свою вину, сообщив следствию, что разрешил заселение военнослужащих в казарму».
14 июля в Омской области объявили День траура. Это уже второй траурной день в течение трех недель.
Глава Омской области Виктор Назаров, возможно, оговорившись от переживаний, назвал трагедию в Светлом «нелепой случайностью»…