Сюжеты · Общество

«Это наш домашний парк!»

Репортаж с митинга против строительства храма в парке «Торфянка»

Вечером в четверг, 9 июля, на территории парка «Торфянка» прошел митинг против возведения на его территории храма, которое санкционировали столичные власти.
Вечером в четверг, 9 июля, на территории парка «Торфянка» прошел митинг против возведения на его территории храма, которое санкционировали столичные власти.
Митингующие требовали отмены постановления правительства Москвы, разрешившего строительство, возвращения парку статуса природной и озелененной территории и демонтажа всех возведенных конструкций, говорится на странице инициативной группы местных активистов «ВКонтакте».
Ожесточенное противостояние жителей Лосиноостровского района и властей длится уже почти месяц — с тех пор, как началось строительство. Некоторые из активистов круглые сутки дежурят в палатках у огороженного участка, куда вот-вот заедет тяжелая техника.
Протесты возмущенных горожан начались еще в 2014 году: тогда активистам удалось добиться признания прокуратуры, что сведения об общественных слушаниях по строительству храма двумя годам ранее были сфальсифицированы. Жители попросту не могли принять в них участие, так как СМИ не оповестили их о предстоящем заседании, чего требует закон.
И сторонники, и противники строительства ждут заседания Бабушкинского районного суда в конце июля, когда решится, законны ли были слушания. До тех пор работы приостановлены.
Несмотря на это, оптимистичный настрой в рядах местных жителей не угасает: они готовы стоять до конца.
При входе на территорию проведения митинга стоит полиция с рамками-металлоискателями. Пускают не сразу: сначала выясняют, откуда мы, потом спрашивают, кто у нас начальник. Говорят, боятся провокаций.
Первое, что бросается в глаза — все сторонники храма находятся за решеткой, как бы в клетке. И действительно, территория, на которой установлен пока только крест и палатка, огорожена забором, а внутри него люди в казачьей форме и футболках с символикой православной организации «Сорок сороков». Есть и «черносотенцы»: на одном из сторонников храма футболка с известным экстремистским лозунгом. Играет патриотическая музыка.
«Девушке у нас брызнули газовым баллончиком в глаз, у нее ожог глаза. Еще сказали, что девушку в парке избили» — рассказывает пожилая пара про участников движения «Сорок сороков». Этих бравых ребят здесь все боятся: многие именно из-за них отказываются поддержать протест. Жители относятся к ним, как к врагам: «Они не из нашего района, что они здесь делают?»
Однако «Сорок сороков» пользуются поддержкой полиции. «У них были и тенты, и палатки, которые нас так просили убрать. Но ведь их никто не тронул! Даже сегодня все проходят через рамки, а их просто так пропустили», — рассказывает одна из организаторов протеста.
Ведущим митинга стал помощник депутата Мосгордумы Владислав Кузнецов. На протяжении всего митинга на сцене выступали депутаты от различных партий — Яблоко, КПРФ. Только депутату от «Единой России», Татьяне Портновой, слова не дали. Она так и не поднялась на трибуну: скандируя «позор» народ решил, что не хочет слушать единороссов.
На сцену выходит активистка Наталья Кутлунина. Видно, что ее местные жители знают и любят. «Это наш домашний парк. Мы здесь гуляем практически как у себя дома. Совершенно естественно выйти для нас в этот парк в тапочках домашних или в халатике», — ее речь завершается дружными аплодисментами.
Мужчины в казацкой форме от комментариев отказываются наотрез, представители движения «Сорок сороков» тоже. Зато соглашаются поговорить муж с женой, держащие в руках табличку «Мы местные жители, мы за храм». «Я знаю, какая в Москве сейчас ситуация с храмами. Не хватает места», — уверен Сергей. Показать место прописки в паспорте или просто назвать улицу пара отказалась.
Акцию посетил Кирилл Фролов, глава ассоциации православных экспертов». Кстати, перед тем, как дать интервью, он отмахивается от одного из товарищей, который говорит, что «батюшка благословения не давал».
«Храм не затронет ни одно дерево. Говорят, что мешает кому-то отдыхать. Отдыхать при храме прекрасно!» — считает Фролов. — «Православные уже провели субботник и вынесли все следы храмоборческой деятельности: шприцы. Храм — альтернатива подворотне. А те, кто против храма, они на самом деле не за парк, они требуют революции и хотят выбить из-под нас историческое основание».
На вопрос о том, правда ли, что члены движения «Сорок сороков» избили девушек, Кирилл отвечает: «Следующее, что они придумают, это небесная сотня. Это классическая майдан-технология. Это чистой воды Майдан». Сторонники строительства избиение девушек отрицают.
По словам некоторых пришедших, в районе много пустырей, где можно было бы построить храм.
«Рядом находится порядка десяти православных церквей. Я сам православный. У нас хватает церквей», — рассказал один из участников митинга. Про собравшихся за забором сторонников храма он говорит так: «Это не местные, просто денег заплатили».
На сцене один из местных жителей, рассказывает про то, что ему приходится возить жену в женскую консультацию в другой район: «Храмы нам нужны, наверное, но вот роддома рядом нет».
Самый показательный момент наступает в конце митинга: со сцены просят поднять руки местных жителей. За забором в воздух вяло поднимаются четыре руки. И почти вся толпа, которая находится на территории митинга против храма, поднимает руки вверх. Собравшиеся громко смеются и аплодируют: видно, что сторонники чувствуют себя немного неловко.
**Анна Романова, Кирилл Рубцов**