Сюжеты · Политика

Кадровые чистки в Крыму: что это было

Почему российское правительство воюет на полуострове с Партией регионов и как долго еще Сергей Аксенов будет во власти

Почему российское правительство воюет на полуострове с Партией регионов и как долго еще Сергей Аксенов будет во власти
Для правящей российской элиты подтягивание республики до общероссийского уровня жизни является серьезным репутационным вызовом, учитывая, что в РФ начинается электоральная кампания. Опасаясь негативного влияния экономического упадка на умы россиян, власть уже приблизила дату федеральных выборов (пока только в парламент). В этой ситуации каждая победа у крымских истоков российской государственности приобретает огромное значение для выживания всего режима в целом и сохранения должностей за отдельными чиновниками в частности.
И если Владимиру Путину как суверену для получения электорального иммунитета было достаточно вернуть столь важный в идеологическом контексте кусок земли в «родную гавань», то о правительстве того же сказать нельзя. Продемонстрировать состоятельность по крымскому вопросу кабинет Дмитрия Медведева может только путем развития региональной экономики. А на этой ниве пока видны лишь пробуксовки, которые бьют по репутации команды нынешнего премьера.
Но так как в отношениях с новым регионом правительство РФ придерживается крайне осторожной и консервативной позиции, меры воздействия ограничиваются кадровыми чистками в отдельных министерствах. Впрочем, о том, чтобы привлечь к ответственности и отправить в отставку лично главу республики, речи пока нет.
А отвечать Сергею Аксенову есть за что, поскольку четверым из пяти уволенных министров его правительства в той или иной форме предъявлялись обвинения в лоббировании коррупционных схем или банальном воровстве.
По идее, глава Республики Крым (РК) должен был уже давно сложить полномочия: если главный чиновник не знал, что его подчиненные работают на собственный карман, то он не контролирует ситуацию. Тогда зачем РК такой управленец? Если же Аксенов знал о грешках своих министров, то, как непосредственный их руководитель, должен разделить с ними ответственность за совершенные правонарушения.
Но ни один из этих сценариев до сих пор не реализован, так как глава Крыма еще не утратил доверие президента. А в управленческих делах это сейчас главное.

Первый приезд Медведева и ясные сигналы

За последние два месяца премьер побывал в республике дважды: впервые — 27 апреля, второй визит начался 14 июня и длился несколько дней. Столь пристальное личное внимание главы правительства к проблемам полуострова расценивали и как пиар-повод, и как желание Москвы создать хотя бы видимость эффективной работы государственной машины в регионе, и как способ показательного форматирования местной власти.
Примечательно, что этому визиту предшествовали сразу две кадровые перестановки в высших эшелонах исполнительной власти Крыма. В марте был уволен министр транспорта республики Анатолий Цуркин, а в апреле, буквально накануне приезда премьера, в СМИ появилась информация о грядущем увольнении министра курортов Елены Юрченко.
Официально первую свою поездку Дмитрий Медведев посвятил вопросам подготовки полуострова к курортному сезону, а также проблемам местного сельского хозяйства и строительства. Целеполагание визита было таким: Россия хочет убедиться, что Крым может привлекать инвесторов, постепенно уходя от тотальной дотационности. Как бы в подтверждение серьезности этого требования и были уволены министры. Конечно, с официальной формулировкой «по собст­венному желанию», чтобы чиновники могли уйти с высоко поднятой головой.
Анатолия Цуркина уволили за то, что он не смог организовать качественную работу паромной переправы в Керчи, а также по следам заявления заместителя министра транспорта РФ Николая Асаула, что предприятие «Крымские морские порты», подконтрольное Цуркину, не соблюдало установленных сроков работ и распоряжалось бюджетными деньгами с нарушениями закона.
И хотя Цуркина уволили как минимум за неэффективность, а как максимум — за крышевание коррупционных схем, впоследствии его перевели на должность советника главы республики именно по транспортным делам. А сам Сергей Аксенов, защищая своего подопечного, сказал, что об увольнении речь вообще не шла, — это просто перевод.
Это уже потом, в начале лета, когда стало понятно, что все сигналы прошли мимо главы республики, Главное следственное управление СК РФ возбудило уголовное дело против Анатолия Цуркина за его неправомерную деятельность на должности министра. А первоначально было только увольнение из-за провала подготовки к курортному сезону.
Место министра транспорта (и пока это исключение, а не правило) занял присланный из России «варяг» — Андрей Безсалов. У чиновника хотя и есть керченские корни, но сам он непубличный профессионал, который не входит в зону тотального контроля Сергея Аксенова.
Примерно по той же причине, что и Анатолий Цуркин, должности лишилась и бывший министр курортов Елена Юрченко — соратник спикера крымского парламента Владимира Константинова по Партии регионов (в свое время она была заместителем руководителя ялтинской ячейки партии).
За несколько дней до апрельского (первого) визита Дмитрия Медведева в Крым Елена Юрченко оказалась в центре скандала: ее министерство провалило переговоры с компанией «Пегас Тревел» — одним из крупнейших туристических операторов России, не собрав необходимое количество переговорщиков.
Также Юрченко обвинили в лоббировании посреднических программ между местными туристическими фирмами и подконтрольной ей ГУП «Солнечная Таврика». По сути, Елена Юрченко попыталась перевести на себя туристические финансовые потоки (в том числе через посреднические схемы), за что и поплатилась креслом.
Ее место занял Сергей Стрельбицкий — чиновник с большим стажем, который в украинские времена продвинулся по карьерной лестнице при помощи той же Партии регионов (например, работал помощником львовского губернатора, назначенного Виктором Януковичем). Разница между ним и Еленой Юрченко только в одном: Стрельбицкий является креатурой Сергея Аксенова, а Юрченко контролировал спикер парламента Владимир Константинов.
Таким образом, накануне первого визита Дмитрия Медведева счет был 1:1 — условная ничья между главой республики и руководителем федерального правительства.

Кадровые чистки. Круг второй

Второй визит Дмитрия Медведева оказался намного жестче первого. Из уст премьера прозвучала резкая критика: мол, количество участников свободной экономической зоны в Крыму должно измеряться сотнями и тысячами (а не как на тот момент было — 15 у Симферополя и 9 у Севастополя), да и вообще СЭЗ на полуострове не работает.
А перед самим приездом премьер выступил с разгромным комментарием, заявив, что качество обслуживания в республике «даже не российское», и добавив, что знакомые жалуются ему на то, что уехали с местных курортов в скверном настроении. Короче говоря, туристический сезон даже не успел начаться, а Москва уже признала его провал.
«Послесловием» этих двух тем и стали дальнейшие чистки в крымских министерствах.
Прямо во время визита Дмитрия Мед­ведева был неожиданно уволен министр экономики Николай Коряжкин, который в свое время был советником вице-премьера Евгении Бавыкиной, присланной из Москвы следить за деятельностью команды главы республики изнутри.
К Коряжкину не было никаких претензий коррупционного толка, и есть все основания полагать, что его убрали просто потому, что Сергею Аксенову на этой должности нужен был свой человек. И таковой быстро нашелся: это Валентин Демидов — бывший активист Партии регионов и до недавнего времени мэр Армянска.
А 26 июня от своей должности на время расследования был отстранен Александр Гордецкий— министр имущественных и земельных отношений Крыма. Причиной проверок, которые, кстати, инициировал сам Аксенов, стало то, что Гордецкий дал согласие на продление договора аренды санатория им. Семашко, который занимает площадь 1,2 тысячи квадратных метров в поселке Симеиз. За курортную территорию такого размера арендаторы платили всего 113 тыс. рублей в месяц.
Через несколько дней, 29 июня, ФСБ уже по собственной инициативе задержала министра промышленной политики полуострова Андрея Скрынника. Его обвинили в подделке документов, по которым была проведена незаконная приватизация имущества, нанесшая государству ущерб в размере 48 миллионов рублей.
А кадровым итогом месяца стало задержание главы Федеральной налоговой инспекции в КрымуНиколая Кочанова, которого с поличным поймали на взятке. И хотя он не министр, но в общую картину воровства и коррупции среди местных чиновников вписался хорошо и вовремя.
В общем, за последний месяц имидж крымского руководства был окончательно подорван специфической кадровой политикой, продиктованной одновременно стремлением главы республики подмять под себя все министерства и неспособностью местного аппарата самостоятельно очиститься от коррупционеров.


Борьба с коллективной «Партией регионов»

Все министры, против которых выдвигались и выдвигаются обвинения во взяточничестве, не первый год находятся в крымской политике. Большинство из них в свое время были связаны со структурами Партии регионов: если чиновники и не были членами партии сами, то, во всяком случае, работали на тех, кто в ней состоял. И это принципиальный момент, ведь после фактического присоединения Крыма к России никакого нового политического класса здесь не появилось. Неофитами российского патриотизма оказались те, кто в украинские времена спокойно сидел на государственных должностях или работал в местных выборных органах.
Актив команды Сергея Аксенова, унаследованный от партии «Русское единство», быстро иссяк. Из-за нехватки собственных кадров политику пришлось воспользоваться тем, что было. А «была» только Партия регионов. Везде, на всех уровнях, тотально.
Поэтому сложившаяся ситуация для Сергея Аксенова трагична. Он ведь хотел выстроить в республике централизаторскую политику по примеру Чечни, а оказалось, что, во-первых, регион очень важен для электоральной состоятельности Кремля и самостоятельно рулить им не получится, а во-вторых, выяснилось, что качественный уровень управленческого корпуса настолько низок, что скоро об увольнениях крымских министров будут ходить анекдоты.
При этом федеральное правительство не решается на прямое вмешательство в ситуацию в виде назначений столичных специалистов, потому что не желает нести полную ответственность за ситуацию на полуострове. Поэтому министры пока продолжают назначаться из числа местных, хотя не исключено, что скоро в республику все-таки пришлют группу менеджеров из Москвы. Ведь на самом деле борьба за развитие Крыма (по крайней мере сейчас) идет не с западным миром, а с коллективной «Партией регионов» внутри самого полуострова. И чем быстрее российское правительство решит заполнить местные кабинеты приезжими чиновниками, тем лучше будет для республики.
В сложившихся блокадных условиях серьезного экономического эффекта это, конечно, не даст, и Кремль получит ожидаемый электоральный урон. Но хотя бы воровать на местах будут меньше. А это для Крыма жизненно важно.