Колонка · Политика

Путь из «варяг» в «агенты»

Прежде желанные в России преподаватели — носители иностранных языков теперь все чаще вынуждены оправдываться, что они не враги

Прежде желанные в России преподаватели — носители иностранных языков теперь все чаще вынуждены оправдываться, что они не враги
Недавно на одной из конференций по образованию молодая аспирантка из Новосибирска делала доклад о преподавании иностранного языка. И в самом начале долго объясняла, что изучение иностранного языка вовсе не означает подготовку к бегству на Запад, что преподаватели вовсе не готовят «иностранных граждан».
«Мы всё чаще вынуждены отстаивать право на свою профессиональную деятельность. Преподавателей иностранного языка сначала обвинили в «утечке мозгов», в 2014 году министр культуры РФ Владимир Мединский предложил сократить часы, выделенные на обучение иностранным языкам в школах, якобы ради нашей культуры, а недавно начались спекуляции на эту же тему, поскольку депутату Ирине Яровой «непонятно, граждан какой страны мы воспитываем».
Фактически на уровне Государственной думы и правительства РФ была озвучена мысль, что владение родным языком является источником национальной идентичности, а изучение языка иностранного эту национальную идентичность размывает».
Преподаватели иностранного языка вынуждены оправдываться за то, что стремятся улучшить знания своих учеников!
Образование стремительно теряет свою предметность, свой смысл — и подчиняется конъюнктурному бреду политиканов.
Теперь эту эстафету подхватили СМИ.
Широкую известность получила история о том, что гражданина США Кендрика Уайта, проректора Нижегородского университета имени Лобачевского, уволили после выхода в свет телепрограммы на центральном канале.
И на эту тему много и подробно рассуждали почти на всех каналах люди, всерьез полагающие, что в российских университетах не должно быть проректоров и вообще — преподавателей-иностранцев.
Эти события являются ревизией недавней стратегии развития отечественного высшего образования.
Вот, например, 2010 год, газета «Коммерсант»: «Первый заместитель главы администрации президента РФ Владислав Сурков обнародовал перед ректорами ведущих вузов новую государственную политику в области науки — теперь Россия будет приглашать на работу ведущих иностранных ученых. Первый шаг уже сделан: Минобрнауки объявило о выделении 40 «мегагрантов» для таких специалистов, а в ближайшее время начнется конкурс еще на 40 таких грантов».
Еще за полгода до выступления Суркова, в апреле 2010 года, правительством Российской Федерации было принято постановление № 220, направленное на финансовое обеспечение и стимулирование развития науки и ее инновационной составляющей. Называлось это постановление «О мерах по привлечению ведущих учёных в российские образовательные учреждения высшего профессионального образования»...
Это была системная и согласованная высшим руководством страны тактика вовлечения иностранных ученых, прежде всего соотечественников, добившихся успеха на Западе, в российскую науку и образование, поскольку ставка делалась на университетскую науку.
И такая тактика начала давать плоды. Вот материал из журнала «Эксперт», январь 2013 года, практически отчет о проделанной правительством работе, с характерным заголовком — «Человек с двумя флагами», о Тимоти Эдварде О’Конноре, цитирую, «который из профессора истории — Университета Северной Айовы превратился в проректора по образованию — Московского института стали и сплавов». Того самого вуза, ректор которого к моменту публикации уже был министром образования и науки РФ.
Материал начинается фразой: «В нормальный университет должны приглашаться иностранные профессора и преподаватели». И если вы сегодня зайдете на сайт МИСиС, то в составе ректората увидите «Проректор по образованию Тимоти Эдвард О’Коннор».
То есть стратегия изгнания иностранных ученых из российской науки и образования еще не стала тотальной.
Но Кендрик Уайт уже уволен, а Эдвард О’Коннор еще работает.
На мой взгляд, это свидетельствует о нешуточной схватке сторонников «железного занавеса» и модели открытого образования.
Я думаю, никто не возьмется предсказать исход такого противостояния.