Российская пропаганда вот уже скоро два года как призывает россиян помочь «народным республикам». Каждый день — утром, в обед и вечером — на разные голоса, через телевидение, через социальные сети, через листовки, раздаваемые на улицах, российская пропаганда предлагает гражданам жертвовать денежные средства, продовольствие, одежду. Предлагать сию секунду бросить работу, взять в руки оружие и встать в один строй с «ополченцами». Без перерыва, без выходных, круглые сутки, упрямо — одни и те же призывы, сделанные с учетом культурных, психологических, гендерных, возрастных, социальных и политических особенностей россиян.
Задействованы, как можно судить по спискам участников, не просто лучшие специалисты в области убеждения, а вообще все специалисты, какие есть в отрасли. И опытные, и бесталанные, и случайные люди, взятые для массовости и на всякий случай.
Уже была озвучена примерная цифра — 20 тысяч журналистов, начиная от еженедельных районных газет и заканчивая федеральными СМИ, влюбляют россиян в «Новороссию».
Эксперты утверждают, что машина российской пропаганды работает как швейцарские часы и что на данный момент она, пожалуй, одна из самых совершенных в мире.
И что в итоге? Если соотнести затраченные усилия и отдачу, вполне может оказаться, что эффект приближается к нулю. Или ему равняется.
По разным оценкам, в России здесь и сейчас в различных силовых ведомствах занято до трех миллионов человек. Сюда же следует прибавить уволенных в запас и работающих в частных охранных предприятиях. Плюс несколько десятков миллионов прошедших срочную службу в армии за последние 30 лет. Это огромная масса людей, уже заведомо лояльных к дискурсу войны. Либо в силу своих прямых профессиональных обязанностей, либо по причине своего знакомства с оным за год-полтора-два, проведенные в казармах. Пропаганда — это очевидно — касалась их в первую очередь.
Пламенные призывы помочь «ополченцам» были организованы как полноценное сообщение о мобилизации. Услышал такое, следовало отставить, не рассуждая, свои дела в сторону и скорым шагом направиться в ближайший пункт отправки добровольцев.
Сама мобилизация, конечно, не была объявлена, но СМИ работали и продолжают работать так, будто бы да, уже объявили о начале войны, она идет полных ходом и нужно срочно собирать вещмешок и вспоминать азы своей военной специальности.
В результате имеем два года мощнейшей за последние полвека мобилизационной кампании, эффектную пропагандистскую машину, десятки миллионов потенциальных клиентов… и мизерный процент людей, действительно принявших участие в помощи самопровозглашенным республикам.
Кто-то и в самом деле поехал воевать, спору нет, но тут следует задать вопрос: эти люди поехали, воодушевленные пропагандой? Или они бы поехали в любом случае, с пропагандой и без, потому что по каким-то внутренним причинам им хочется попасть на войну не важно кого с кем? А те, кто делал денежные переводы и собирал вещи, опять же сочувствовали пресловутой Русской весне или занялись благотворительностью, потому что всегда ею занимаются? Хотя бы из милосердия?
Картина примерна такая: в событиях на востоке Украины участвовали люди, которые приняли бы в них участие, даже если бы пропаганда вообще молчала.
Если бы это было не так, если бы идея «Новороссии» и в самом деле вдохновила российских граждан, восток Украины заполонили бы толпы добровольцев. Не сотни, как сейчас, а десятки тысяч. Сотни — это как раз те, кто не мог не поехать. Десятки тысяч — это когда пропаганда говорит людям то, чего они с нетерпением ждут. Но этого, как мы видим, не произошло и, вероятно, не произойдет.
Поскольку весь националистический энтузиазм заканчивается в тот момент, когда нужно платить и рисковать жизнью, значит, россияне не хотят в империю и «русская идея» Ивана Ильина катится на закат. Замечательный результат, надо заметить. Черносотенство страшно уродовало россиян на протяжении последних ста лет. И теперь, наконец, оно умирает. Это благо. Жаль только, цена слишком уж большая.
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»