Политикам всех уровней надо на чем-то пиариться — это часть их работы. На теме Украины — рискованно, на здравоохранении — взрывоопасно. Остается образование. И инициативы в школу идут косяком. Они здесь, с одной стороны, заметны, их бурно обсуждает пресса, а с другой — почти безопасны: учителя традиционно послушны, директора подконтрольны, а родители не готовы вкладываться в этот институт серьезно. Предпочитают не сталкиваться с системой, а решить частную проблему своего чада в обход: сбежать в экстернат, нанять репетиторов, найти пути к сердцу учителя или поменять школу, отправить ребенка за рубеж, наконец, — и забыть школу как страшный сон. А здесь, в родных пенатах, кто только не прописывает рецептов школе.
Самый свежий законопроект – про обязательное исполнение гимна России в начале каждой недели. Чтобы формировалось патриотическое сознание. Как по стране, пока неизвестно, а вот в Калужской области ученикам придется сдавать зачет.
Но школе уже не привыкать.
То ей прописывают один учебник по литературе, математике и русскому.
То рекомендуют поменьше иностранного языка и возмущаются: «Минобрнауки собирается ввести еще и обязательный ЕГЭ по иностранным языкам, а также изучение второго иностранного». Ирина Яровая, глава думского Комитета по безопасности, считает, что часы школьной программы лучше отдать русскому языку, и задает риторические вопросы: «Граждан какой страны мы растим? Может быть, не российское государство является заказчиком образовательных программ?»
Здесь не обойтись без лирического отступления: в 2001 году, когда во Франции новый министр образования предложил сократить часы на иностранные языки — с более мягкой риторикой, но с посылами, похожими на наши доморощенные, школы объявили забастовку, и все — учителя, ученики, родители — вышли на улицу. Школы неделю не работали, а через неделю был назначен другой министр образования. Но это не у нас.
То пробуют использовать школу иначе (может так получится?): рекомендуют со 2-го по 9-й класс изучать основы православной культуры — притом что есть только три предмета, которые изучаются со 2-го по 9-й: русский, математика и физкультура, и отбирать для православия надо у какого-то из них. Физкультуры велел добавить президент Владимир Путин, значит — у русского и математики?
То подбрасывают новую кость в бульон публичных дискуссий: патриотическое воспитание. Попрекая, что сегодня вместо патриотического воспитания взят курс на «чуждый российской матрице личный успех выпускников».
То заявляют, что школам предоставлена «слишком большая свобода в создании образовательных программ». А сколько сил и средств было затрачено, чтобы научить учителей создавать авторские программы.
Я уже не говорю о ЕГЭ. Столько лет его позиционировали как защиту от коррупции, и вот… до 20 баллов можно будет засчитывать в дополнение к ЕГЭ за личные достижения и за школьное выпускное сочинение. Причем сочинение перепроверят и оценят преподаватели вуза. Коррупционней не бывает! Проректор одного из самых престижных вузов мне сказал: «Да я за эти 20 баллов весь прием сделаю».
Инициативы политиков в образовании очень похожи на соревнование: кто дальше плюнет. Те, кто их выдвигает, не пекутся ни о школе, ни об учителе, ни об ученике, а те, кому о школе положено профессионально беспокоиться, не слышны. В лучшем случае держат глухую оборону.
Учителя не могут не реагировать остро на поток дурных инициатив, просто пропускать их мимо ушей. Это изматывает, унижает. А в школе важны не только достаточное финансирование, не только стабильные законы, в ней важен еще общий климат, дух. Но чтобы учителю иметь дух, он не может стоять в позе «Чего изволите?». Он достаточно прочен в пояснице, но постоянной ковровой бомбардировки политических инициатив ему не вынести.
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»