Репортаж с первого показа «Встречи на Эльбе» по сценарию Петра ТОДОРОВСКОГО
Он очень хотел сам снять эту ленту. В апреле 1945-го, когда войска 1-го Украинского фронта встретились с войсками 1-й армии США, ему было неполных 20 лет. Валерий Тодоровский рассказывает, что для Петра Ефимовича это была особенная история: он был участником и свидетелем тех событий. Одним из самых любимых было его воспоминание о последнем дне войны. О счастье тишины на берегу Эльбы, которая накрыла их после бесконечного гула артобстрелов.
Мечту режиссера воплотила Мира Тодоровская (за плечами которой не только продюсерские проекты, но и режиссерская работа «Жена Сталина») в память о муже, обо всех, кто прошел дорогами войны.
В Международном университете состоялся первый показ фильма. Главный герой — юный лейтенант Никитин, альтер-эго Тодоровского. Его назначают комендантом маленького немецкого городка Йерихов на Эльбе. Никитин (как и его ровесник — лейтенант Тодоровский) должен наладить в городе мирную жизнь, открыть кирху, столовую, баню, парикмахерскую, кинотеатр. А он влюбляется в юную немку, к тому же вроде бы родственницу Паулюса, хотела сказать: как мальчишка. А он и есть мальчишка. Дуреющий от сознания, что выжил, что влюблен. Эта пьянящая первая влюбленность — в красоту девушки, в мир. В котором нет врагов, в майское утро с головокружительным птичьим гомоном. В отличие от идеологически взвешенной «Встречи на Эльбе» Александрова и Уткина, удостоенной Сталинской премии, — в этом камерном фильме вообще «пять пудов любви». Наш офицер теряет голову при виде белокурой американки, с сержантскими погонами, с обликом Мерилин Монро. Еще один офицер готов в прямом смысле слова умереть от неразделенной любви. И даже подлый вражина, бывший бургомистр города, охотящийся за Никитиным, обзавелся подругой. Любовь в этом фильме — и есть главный герой. Так и задумывал Петр Ефимович.
Удивительно, но его присутствие в фильме ощущается с самого начала. В музыке. В интонации. В «портретах» лейтенанта Никитина (Илья Ильиных), неуловимо похожего на молодого Тодоровского. А в финальном кадре — сам Петр Ефимович, с гитарой в руке сидит на подоконнике в белом пиджаке с орденами.
И вот это скромное, но предельно искреннее посвящение любимому режиссеру уж который год вынуждено держать осаду. Еще при жизни Петра Ефимовича сценарию отказывали в поддержке. Затем Фонд кино выделил 15 миллионов рублей (из 70 необходимых). Экспертный совет Минкульта отказал проекту в финансировании, негативное впечатление о сценарии сложилось у экспертов Российского военно-исторического общества, которые проверяют материал на соответствие историческим реалиям.
Мира Тодоровская сочла необходимым осуществить проект. Съемочная группа — польская, плюс немецкие актеры. Из наших — пять молодых героев и Ирина Пегова, сыгравшая эпизод. Фильм снят на скромные деньги (менее $2 млн). Частично проект профинансировали дружественные банки. Небольшая сумма была собрана через краудфандинг. Мире Тодоровской пришлось продать квартиру, чтобы съемки в Польше велись должным образом, чтобы работать с известным оператором Петро Алексовски.
Задаюсь вопросом: отчего прорвавшийся сквозь все препоны фильм показательно игнорируют не только прокатчики, но и главные федеральные каналы, для которых, по сути, он и создан? И нахожу ответы в самой ленте «Встреча на Эльбе». Дело даже не столько в непопулярных сегодня репликах наших солдат, впечатленных немецкой хозяйственностью, чистоплотностью (враги… а хозяйка каждое утро бидон с молоком на крыльцо ставит). И даже не в запретной любви между советским солдатом и немкой. Опасность кроется в самом знаменательном событии. Братании с американцами. Известно, что первым Эльбу переплыл американский патруль. В фильме на наш берег перебирается темнокожий солдат в каске, которого немедленно переодевают в ушанку и наливают спирту. Но в условиях новой холодной войны… американцы не могут быть братьями, товарищами по оружию.
После показа состоялась спонтанная дискуссия. Драматург Павел Финн говорил, что Мире Тодоровской удалось главное — сохранить в фильме душу Петра Ефимовича, который до последнего дня мечтал об этом кино. Вспоминали, что в одной из первых режиссерских работ Тодоровского — фильме «Верность» — курсант пехотного училища, погибающий в 1943 году, тоже был Никитиным. Что тема эта его не отпускала никогда.
Александр Скляр сказал «Новой газете»: «На протяжении всего фильма я ощущал присутствие Петра Ефимовича. Даже если бы не знал, что это его сценарий. Я бы сразу его почувствовал. А когда маршем шли американские и наши солдаты под его любимую песню «На том берегу»… Я вообще зритель очень сопереживающий. И заранее, как ребенок, волновался, зная, что не может вся эта история завершиться хеппи-эндом. Но все линии показались мне убедительными. И главный герой в каких-то ракурсах — точно Петр Ефимович, каким я его видел на фронтовых фото. Какая-то улыбка, поразительно искренняя, но таящая иронию. Считаю, что картина удалась. Не может такого быть, чтобы ее не показали. Чтобы ее не увидели».
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»