Сюжеты · Культура

Чубчик

Тенгиз Мирзашвили наше правительство любил. Рисовать

Тенгиз Мирзашвили наше правительство любил. Рисовать
Иосиф Сталин по кличке Коба был злобным деспотом. У него была мания преследования, страх и ненависть к посторонней свободе.
А Тенгиз Мирзашвили по кличке Чубчик был художником, дружившим с людьми.
Он писал трогательные пейзажи, прекрасных несбыточных женщин, цветы, птиц — все, чем украшена жизнь. Своей нежной наивностью и чистотой он напоминал Нико Пиросманишвили, на которого был похож. Вместе с выдающимся книжным дизайнером Аркадием Троянкером Чубчик подготовил поражающий воображение красотой и глубиной альбом-книгу, увы, до сих пор — лет двадцать — существующий только в макете.
Он любил друзей и недолгих знакомых, которым щедро и смущаясь (не обременяет ли своим творчеством) раздаривал чудные полотна и рисунки.
А Сталина не любил.
Власть Тенгиз не понимал, и мне казалось, что она вовсе над ним не простиралась, потому что ему от нее ничего не было надо. А если мне от тебя ничего не надо, то какая у тебя надо мной власть? Ерундовая совсем. Достойная осмеяния.
Всесильные персонажи, в свое время наводившие ужас на окружающих и удаленных, с годами обрели образы, которым соответствовали, — маленьких потешных кукол. Чубчик, отложив на время сванские и кахетинские пейзажи и работу над книгой о Пиросмани, стал для себя рисовать галерею славы отечественных руководителей в реальном, что особенно обидно для них, масштабе. Много нарисовал, но не всех. Не он пощадил современников — время его не пощадило.
И все же сотни картин остались. Остался и Чубчик, каким мы его знали, а вы видите…