Кен РОБИНСОН: «Наши дети в это не верят, и правильно делают»
Один из самых известных международных экспертов в образовании уверен, что современным детям мешает система образования: именно ее нужно менять принципиально, и чем скорее, тем лучше
Один из самых известных международных экспертов в образовании уверен, что современным детям мешает система образования: именно ее нужно менять принципиально, и чем скорее, тем лучше
Только человек, нашедший свое призвание, сможет быть счастливым и приносить пользу обществу в XXI веке, считает Кен Робинсон. Дело за малым — изменить систему образования. Почему?
«Нынешнее образование опустошает наши умы, как мы опустошаем недра Земли», — заявляет Кен Робинсон в одной из своих знаменитых речей на ежегодных ТED-конференциях, которые просмотрены и скачаны миллионы раз.
В одной из последних книг «Призвание. Как найти то, для чего вы созданы, и жить в своей стихии» автор собрал сотни историй об увлеченных своим делом людях и их пути к своему призванию. Дорога к делу своей жизни мало у кого была ровной.
Учителя считали, что у Джиллиан Линн проблемы с обучаемостью: не сидит на месте, ерзает — безнадежна. Но девочке повезло: врач, к которому направил ее учитель, не посадил ее на таблетки, чтобы она «успокоилась», а посоветовал маме отдать девочку в танцевальную школу: она не больна, она — балерина. Джиллиан стала солисткой, создала собственную студию мюзикла, в сотрудничестве с сэром Эндрю Уэббером поставила знаменитые мюзиклы «Кошки» и «Призрак оперы». Она — одна из самых известных хореографов нашего времени — стала мультимиллионером и сделала счастливыми множество людей. Оказывается, некоторым, чтобы думать, необходимо двигаться.
Мэтт Гроунинг, напротив, с легкостью учился в школе, но предпочитал всем предметам рисование; обескуражив педагогов и родителей, он стал художником и… создал мультсериал «Симпсоны».
Пол Маккартни не любил уроки музыки в школе, его не взяли в хор Ливерпульского кафедрального собора на том основании, что он недостаточно хорошо поет. Именно этот хор впоследствии исполнил две классические композиции знаменитого музыканта, а институт, в котором он когда-то считался нерадивым студентом, теперь называется Ливерпульским институтом исполнительского искусства и финансируется за счет средств главного спонсора — Пола Маккартни.
Собранные истории жизни знаменитостей и их истории поиска своего призвания привели Кена Робинсона к анализу современной системы образования. Точнее, вернули: большую часть своей жизни он проработал учителем, директором, преподавателем. Казалось бы, годы учебы в школе и вузе должны помочь каждому найти свое призвание, этому посвящена масса программ в каждой стране, включая Россию. Но может ли система образования в том виде, в котором она существует сегодня, способствовать, а не мешать развитию талантов и поиску призвания?
Со взглядами на существующую систему образования Кена Робинсона знакомит ролик Changing Paradigms, который в русском переводе почему-то называется не «Смена парадигм», а «Новый взгляд на систему образования», что, согласитесь, не совсем одно и то же: автор не просто смотрит на этот институт, но совершенно однозначно утверждает, что массовая школа в современном ее виде нежизнеспособна, ее необходимо изменять принципиально, и чем скорее — тем лучше.
«Современная система образования разрабатывалась и создавалась для духовной культуры эпохи Просвещения, в экономических условиях промышленной революции». Тезис неоспорим: достаточно посмотреть на даты появления массового образования и общественное устройство государств, в которых оно внедрялось. Более того, вполне возможно, что именно появление первых школ, создаваемых признанным творцом современной класс-школы протестантом Яном Амосом Коменским, и послужило началом эпохи Просвещения и промышленной революции. Но это время давно и безвозвратно прошло, созданная тогда структура изжила себя.
«Раньше школьникам говорили: если будешь хорошо учиться в школе, поступишь в вуз, получишь диплом и обязательно найдешь работу. Наши дети в это не верят, и правильно делают. С дипломом, конечно, лучше, чем без него, но он уже не дает никаких гарантий». И дело не в качестве лекций и уроков, а в изменении всего общества. Как бы хорошо ни учили студентов и школьников, их учат тому, что к этому моменту устарело.«Детей пытаются готовить к будущему, но старыми методами. Это отталкивает миллионы детей, которые не видят смысла ходить в школу».
В эпоху Просвещения считалось, что «разум состоит из способности к определенному типу дедуктивного мышления и знания классики в оригинале — это сейчас называется академическими способностями. В основе государственного образования лежит разделение людей на два типа: интеллектуалы и неинтеллектуалы; умные люди и неумные люди. В результате многие гении понятия не имеют о своих талантах, ведь их способности оцениваются на основании весьма одностороннего определения разума». Стремление к унификации учебников и программ, которое мы наблюдаем в последние годы в нашей стране, только подчеркивает верность идеям эпохи Просвещения. Взрослые хотят определить заранее даже список художественной литературы, которую должны прочитать дети, чтобы стать образованными людьми. «Знание классики в оригинале» становится флагом устаревшего, опасного в наше время невежества.
«Я считаю, что такая модель испортила немало судеб. Она вроде бы отлично подходит для некоторых людей, но, с другой стороны, совершенно не пригодна для других. В результате наблюдается целая эпидемия, которая по большому счету является фикцией. Это эпидемия СДВГ (синдрома дефицита внимания и гиперактивности)». Кен Робинсон приводит статистику, которая показывает, что этот синдром проявляется у детей, живущих в крупных городах, гораздо чаще, чем у тех, кто растет в небольших поселках, вдали от столиц. Неосознанно мы разрушаем разум и душу молодых людей, требуя от них больше, чем они могут сделать. «В наше время на детей действует больше раздражителей, чем когда-либо в истории человечества. Каждый источник информации старается завладеть их вниманием, будь то компьютеры, сотовые телефоны, реклама или телеканалы. Но им нельзя на это отвлекаться, иначе их ждет наказание. Отвлекаться от чего? От скучнейшей тягомотины, которую преподают в школах».
«Система образования построена в интересах промышленности и по той же схеме… Школы до сих пор напоминают заводы. Звонки, гудки, отдельные корпуса, специализация по отдельным предметам. Дети до сих пор обучаются партиями. Они разделяются на возрастные группы. Неужели наиболее важной характеристикой ребенка является год его выпуска? Каким-то детям одни предметы даются легче, чем другим. Одним легче учиться в определенное время суток, другим — в малых группах, некоторым вообще лучше учиться индивидуально».
Автор приводит данные лонгитюдного исследования: в детсадовском возрасте 98% испытуемых способны нестандартно, оригинально мыслить — быть «гениями дивергентного мышления». После того как они проучились в школе пять лет, таких остается только 32%, а к моменту ее окончания — единицы. Во время учебы детям твердят, что может быть только один правильный ответ на каждую задачу. Их убеждают, что списывать нечестно, тогда как за пределами школы то же самое называется сотрудничеством. «Проблема вовсе не в учителях, а в том, что так получается само собой, — это заложено в генах системы образования. Нужно изменить точку зрения на человеческий разум, прекратить делить детей на способных и неспособных, а знания — на абстрактные, теоретические и профессиональные… Оценивая способности каждого человека в отдельности, разделяя учеников, мы создаем своего рода барьер между ними и естественной средой обучения. А еще необходимо менять саму структуру образовательных учреждений и отношение к учащимся». Это Кен Робинсон и называет изменением парадигмы. Ему аплодируют, с ним соглашаются — слушая лекции, читая книги. А потом… пишут новые, усовершенствованные программы для детей разных возрастов и составляют очередные тесты и единые экзаменационные задания…
Ольга ЛЕОНТЬЕВА
__________
*Сэр Кен Робинсон (Ken Robinson) — один из самых известных экспертов в области образования и развития, сотрудничающий с правительствами в Европе, США и Азии. Возглавлял комиссию по креативности, образованию и экономике в правительстве Тони Блэра в Англии и был одним из четырех международных советников правительства Сингапура, когда оно решило превратить страну в креативный центр Азии. Последняя его книга «Творческие школы: революционное изменение основ системы образования, которое приведет к ее трансформации» (Creative Schools: The Grassroots Revolution That’s Transforming Education) вышла в этом году и еще не переведена на русский язык.
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»