«Этот «Мещанин во дворянстве» отличается тонкостью, легкостью и глубиной, какой мы давно уже не видели. Постановка прежде всего дает возможность поразмышлять о социальных и ритуальных кодах в обществе, она наглядно показывает, что Франция-2012 достойная дочь Франции времен Короля Солнце», — писала газета Le Monde о парижской премьере.
Трехчасовой спектакль подчеркнуто, даже вызывающе по нашим временам подробен, традиционен и добротен. И музыка Люлли, и балет лжетурецкого султана предстали без купюр. Чудовищная пышность одежд обезумевшего от страсти к прекрасному г-на Журдена лишь немного превосходит нелепостью наряды его покровителей в свете и безнадежных должников — Графа и Маркизы. Эти трое резко контрастируют со сдержанной серо-синей гаммой и истинным изяществом костюмов, манер, мыслей «честных буржуа» — г-жи Журден, Люсиль и Клеонта.
Мизансцены в лавке Журдена с ее солидным темным деревом и рулонами лионского шелка напоминают не столько старинные парижские магазинчики, сохраненные возле Гревской площади, сколько залы французского и фламандского жанра XVII века в Лувре. Они — словно тщательно смоделированные на сцене живые картины добротной, неколебимой в здравомыслии Европы.
А сцена, в которой гостеприимный и прогрессивный Журден (Бенедикт Гильбер) барахтается в мультикультурной толпе турецкого праздника, плывет в ней, как щепка, счастливый оказанной честью и уже готовый звать на помощь, — действительно «дает возможность поразмышлять».
Мажорный, нарядный, зрелищный, щедрый и снисходительный к широкому зрителю — Мольер Дени Подалидеса был встречен в Москве столь же щедрыми аплодисментами.
Программа Чеховского фестиваля рассчитана почти на 2 месяца. Она подтверждает «любимый упрек» Чехфесту: от сосредоточенности на высокой драме Европы, сосредоточенной на проклятых вопросах Чехова и Ибсена, фестиваль вновь уходит почти к параду-алле, к цветущему разнообразию сценических традиций мира — от Андалузии до Южной Африки.
Однако, если судить Чехфест по пушкинскому принципу — то есть «по законам, им самим над собою признанным», — программа отмечена размахом и истинной «полифонией мира».
К слову сказать: Чехфест первым, еще в 2009 году, начал вывозить свою мировую программу из столицы в другие города России. И в 2015-м часть спектаклей отправится из Москвы в Санкт-Петербург, Екатеринбург, Псков, Воронеж.
18—19 мая на Чеховском фестивале — «Война» Владимира Панкова, копродукция Чехфеста и Эдинбургского фестиваля. Премьера этой музыкальной мистерии о Первой мировой войне прошла в августе 2014 года в Эдинбурге. В сюжете сплетаются мотивы «Илиады», романа Ричарда Олдингтона «Смерть героя» и «Записок кавалериста» Николая Гумилева. Играют Евгения Симонова, Игорь Ясулович, Валерий Гаркалин и актеры труппы Панкова «SounDrama».
23—26 мая идет «Не забывай меня» Филиппа Жанти. Классик французского кукольного театра 1970—1980-х, «крестный маг» авторского цирка конца XX века — Жанти со временем перешел к «театру объектов», театру плывущих в синеве шелковых шаров, подсвеченных изнутри, и «драгоценностей, выточенных из бумаги». К театру, в котором световая и цветовая партитура не менее важны, чем семеро мимов на сцене.
С 28 мая по 1 июня — новый спектакль Марии Пахес «Я, Кармен»: verbatim женских судеб XX века рассказан на языке фламенко. Затем — «Красный табак» Джеймса Тьере. Французский мим и режиссер, внук Чарли Чаплина и Ариэль, в фильме Питера Гринуэя «Книги Просперо» — Тьере прежде привозил на Чеховский фестиваль спектакли «Симфония майского жука» и «Рауль».
Спектакль «Инала» (10—14 июня) — сотворчество известной южноафриканской музыкальной группы «Ladysmith Black Mambazo» и знаменитого британского хореографа Марка Болдуина. «Инала» — мифы Африки, песни старателей Свазиленда, пластика хищников и птиц африканского леса, племенные обряды, ночная рыбалка при факелах, кипящая магма народной культуры в огранке худрука Rambert Dance Company, ведущей труппы современного танца Британии. (К слову: новое здание Rambert Company в Лондоне открывала в 2014 году королева Елизавета II.)
23—25 июня на Чеховском фестивале — спектакль старейшей лондонской балетной труппы «Сэдлерс Уэллс» — «Жизнь продолжается». Это бенефис великой балерины Сильвии Гиллем.
Кто видел Гиллем на сцене на прежних Чехфестах (в «Эоннагате» Роббера Лепажа, в простом и очень человечном «баховском» балете Матса Эка, созданном для нее), помнит, что это летящее, точеное существо с рыжей гривой кажется на подмостках эльфом среди профи, созданием особой природы. Гиллем — из тех, кто фокусирует действо на себе одним выходом на сцену.
Выходы 2015 года — из последних. Гиллем завершает свой 40-й сезон. В сольных, для нее созданных балетах Акрама Хана «TECHNE» и Матса Эка «BYE» она прощается с публикой и сходит со сцены. Гастроли в Москве — часть мирового турне программы «Жизнь продолжается».
23—27 июня приедет спектакль «Голем» молодого британского театра «1927». В 2013-м в Москве шла их визуальная притча «Дети и животные занимают улицы»: беспризорное дитя Диккенса и комикса, политического кабаре 1920-х и английской сказки. «Голем» (в котором от романа Майринка осталось только название, а глиняным чудовищем, рабом, поработившим своего создателя, стал современный мир) — лихо развивает ту же визуальную эстетику, истекает ожившими в мультклипах журналами 1920-х, лондонскими рекламами, новыми технологиями театра. Эти ребята — гаражные стартаперы от сценографии. Но они уже приглашены в берлинскую «Komische Oper»: там поставлена «Волшебная флейта». Сейчас театр «1927» работает в «Komische Oper» над «Петрушкой». Премьера «Голема» прошла в 2014 году на Зальцбургском фестивале.
Затем в программе японская версия «Махабхараты» Сатоси Мияги, хит Авиньонского фестиваля 2014 года. И спектакль Давида Мартона «Двойники» (Штутгарт Шаушпиль).
Мартон — ученик Кристофа Марталера. В 2013 году на Чехфесте шел его спектакль «Небесная гармония» из Венского бургтеатра. «Двойники» сделаны по мотивам Гофмана, словно вывернутого наизнанку в магическом театрике «Степного волка». Все семь актеров Мартона — музыканты высокого класса. Трубач «Двойников» солировал в «Небе над Берлином» Вима Вендерса. Элегантная саркастичная пианистка Мари Гойетт (в спектакле — дуэнья, муза, репетиторша, тюремщица стаи юных художников) играла в фильме «Отель «Гранд Будапешт». Сопрано Леа Тромменшлагер владеет техниками пения от барокко до джаза. Но лучшая из цветных теней Гофмана и Мартона — молодая скрипачка Нурит Штарк с инструментом Гварнери 1710 года. Она играла с оркестром Зубина Мета. Для нее писала Софья Губайдуллина.
У Мартона Нурит выходит в образе фотомодели, поденщицы сомнительных съемок… пока виртуозный сольный Барток не смывает смех и грех на фоне пестрого сверкания луна-парка.
«Спектакль закрытия» — «Ложные признания» театра «Одеон» в постановке Люка Бонди. Живой классик европейской режиссуры, в прошлом интендант Венского фестиваля, с 2012 года худрук парижского «Одеона», поставил комедию Мариво, перенеся действо из XVIII века в наше время.
В роли Араминты — Изабель Юппер. Доранта, предмет поздней страсти железной светской дамы, играет Луи Гаррель. «Юппер, ветеран 90 фильмов, — еще и блестящая театральная актриса. Чтобы разбить все сомнения в том, она выходит на сцену в сенсационном спектакле Люка Бонди», — писала «Гардиан» после лондонских гастролей «Ложных признаний». Для Бонди Мариво — «мастер пауз». За блеском его реплик всегда стоит то, о чем умолчали персонажи, за изящной интригой — глубинные смыслы (куда более трезвые и жесткие, чем глубинные смыслы пьес Чехова, любимого «мастера пауз» Бонди-режиссера). По отзывам парижской критики: «В этом спектакле все сказано, он смотрится на одном дыхании».
Но образцовый европейский драматический спектакль «большой формы» в финале фестивальной афиши лишь подчеркивает тот пестрый, всесветный, синтетический, карнавальный, предельно зрелищный характер, который выбрал для себя XII Чеховский фестиваль.
Фото Михаила ГУТЕРМАНА
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»