Как я выполняла поручения школьника из Ярославля Артема Хапова
Чтобы понять, кто такой Артем, надо коснуться Всероссийского форума «Будущие интеллектуальные лидеры России». Это cлет победителей олимпиад, призеров и участников различных конкурсов. На этот раз их было 530 человек. Из городов-миллионников и деревень.
Первой моей знакомой стала Аня Пономарчук, 12 лет. Учится в Читинском математическом лицее-интернате. Решать задачи повышенной сложности — любимое занятие Ани. Высоко ценит тригонометрию, развивающую воображение. Последняя прочитанная книга — «Три товарища» Ремарка. На форум вышла сама через интернет.
И дальше можно перечислять всех, с кем удалось поговорить.
С чем сравнить разговоры с этими подростками, для которых страсть познать мир и принять участие в его преобразовании и есть смысл бытия? С ощущением счастья и веры, что мир не только устоит, но и действительно преобразится.
Варваре Рябковой 16 лет (Санкт-Петербург). Ее забота — биоэтика. Предмет научного поиска: связь науки и морали. Соотношение духовного и телесного в человеке. «Бог и Человек» — эта тема пришла, когда самостоятельно изучала Достоевского. Считает, что «Братья Карамазовы» — кладезь философии.
Серьезное социологическое исследование Екатерины Файковой из Сарова посвящено процессам миграции в городах закрытого типа (ЗАТО). Причины и последствия миграции. Каковы варианты привлечения молодых в эти города.
А чего стоит лингвистическое исследование Очира Дандалова (пос. Дульдога, Забайкальский край): происхождение прозвищ, которые даются людям. «Из них вы многое узнаете о быте и образе мышления бурятов».
Когда девочки из Йошкар-Олы Дарья Бахтина и Юля Алябышева определяют степень защиты родниковой воды и возможность присутствия в воде патогенных организмов, результатом их исследования становится запрет употреблять родниковую воду для питья. Этим практическим результатом они гордятся.
У ченые, чей расцвет совпал с бурным развитием космических исследований, считают, что технологический прорыв в этой области определяется не столько космической гонкой сверхдержав, сколько присутствием в сознании людей космоса как предчувствия. «Явятся ли в нашей стране новые таланты с «предчувствием космоса в душе»?» — спрашивает доктор физико-математических наук Митрофанов (ИКИ РАН).
Так вот: по количеству школьников, занятых в кластере «Космос», создается ощущение, что это поколение уже есть и скоро оставит школьные парты.
…Я уже покидала форум, когда случайно заглянула в кластер «Город». Один из участников оказался за пределами круглого стола и решал какую-то свою задачу. Вот его-то я и побеспокоила. Артему Хапову 14 лет. Учится в физико-математическом лицее. Я спросила: в чем смысл его проекта? И услышала совершенно неожиданное:
— Я занимаюсь картофелем.
— Но ведь ты в кластере «Город»…
— Это все условно. В конце концов, городу тоже нужен картофель.
И я завелась. Картофель! Картошка! Мне ли не знать захватывающую историю про самое большое картофельное поле в Европе. Оно находится в селе Поповка Тульской области. Знаменитый совхоз «Максим Горький» в начале 2006 года уже шел под банкротство. Со всеми своими гигантскими производственными помещениями. Вот тогда-то пришли в село выпускники Тимирязевки — супруги Самошины, которым Национальный резервный банк дал деньги. Теперь в уборочную кампанию совхоз обеспечивает свыше 700 рабочих мест для жителей соседних сел.
Артем подробно, в деталях рассказывает про аэропонную установку, которая позволяет выращивать мини-клубни. Если в теплице на одном растении вы получите 8 клубней — при аэропонном выращивании можно получить до 100 клубней. Теперь я все знаю и про цилиндр с 17 отверстиями, и почему картофелю не грозит заражение. Три года Артем занимается картофелем. А при чем здесь физико-математический лицей? Помогает мыслить, рассчитывать. Мама Артема — биолог.
— А вы не бывали в Институте Лорха? — спросил Артем. — Если вас интересует картофель, надо обязательно туда съездить, это исследовательский институт.
Я обещала Артему, что непременно побываю в этом институте.
Всероссийский Научно-исследовательский институт картофельного хозяйства им. А.Г. Лорха. Александр Лорх — выдающийся ученый, исходивший сотни земель, движимый одной задачей — избавить человека от голода. Научная страсть Лорха — картофель. Привязанность на всю жизнь.
В 1920 году здесь, в Кореневе, в условиях голода и разрухи была организована селекционная станция. Создан первый русский определитель сортов. Случались в судьбе Лорха и драматические события: вынужден был прекратить работы по генетике. Но его детище — Институт картофельного хозяйства — выстояло.
И вот в наше время в пору озабоченности продовольственной безопасностью у института изымаются опытные земли. 22 га уже переведены в иной статус. Здесь будут построены многоэтажки.
— Скажем прямо: идет битва за земельные ресурсы, — говорит научный сотрудник Алексей Мелешин. — И местная администрация поддержала многоэтажки, которые, кстати, проблем жителей Коренева не решат, ибо у местного населения нет денег на покупку такого жилья. Жилье для сотрудников института — тоже давняя, запутанная, нерешаемая история. Опытные участки обещают дать в Раменском, вдали от исследовательских лабораторий. Где гарантии, что и раменские земли не понадобятся для строительства очередных многоэтажек?
Правительство заявило: в стране семян нет. И в то же самое время уничтожают «золотую несушку».
Так что же мне сказать юному картофелеводу Артему из Ярославля?!
Ушедший год был для меня удивителен встречами с одаренными детьми, одержимыми страстью проникнуть в тайны мироздания не любопытства ради, а чтобы сделать нашу жизнь пристойной. Будет молодое поколение иметь возможности проявить себя, притом что возобладала политика уравнивания, усреднения всего живущего? Усечение дарования — опасный путь для человека и для страны в целом.
Часть вопросов, заданных участниками форума ученым, дают представление о том, что волнует старшеклассников.
В каких формах существует зависимость от виртуального мира и насколько она опасна?
Относятся ли общественные науки к той сфере наук, которые могут изменить мир?
Назовите самые мощные актуальные научные программы сегодняшнего мира.
Есть ли такие проблемы естественно-научных дисциплин, которые смыкаются с гуманитарными?
При длительных полетах в космос каково место анабиоза как космической проблемы?
Вы говорили о создании целых новых регионов. Не логичнее было бы направить средства, допустим, в Нижний Тагил, для того чтобы трансформировать этот город?
Что с экологической безопасностью Арктики?
Каковы риски утилизации последствий промышленных технологий?
Космос — как технологическая проблема.
Где наиболее уязвимые места в современной науке, где нужна свежая кровь?
Есть ли попытки создать формулу творчества? Поддаются ли формализации такие явления, как великодушие, честь, благородство?
Как побудить себя на изменение мира?
Каковы перспективы биоэкономики?
Объекты нашего понимания усложняются, каковы возможности мышления современного человека?
Какова судьба Крымской малой Академии наук?
При столкновении с экологическими проблемами возникает желание бросить все: так все запущено. С чего лучше всего начинать?
Какова судьба точных методов исследования в гуманитарных науках?
Какое направление в исследовании космоса является ведущим?
Достаточно ли у нашей космической державы спутников?
Вы говорили, что архитектура — мать всех искусств. Какие художественные образы в других искусствах порождены архитектурой?
Можете ли назвать идеал города? Каковы стандарты новой архитектуры?
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»