Голландская прокуратура, которая ведет расследование крушения малайзийского «Боинга» в Донбассе, впервые публично признала возможную причастность к этой трагедии по меньшей мере одного российского офицера высокого ранга, правда, в отставке.
Голландская прокуратура, которая ведет расследование крушения малайзийского «Боинга» в Донбассе, впервые публично признала возможную причастность к этой трагедии по меньшей мере одного российского офицера высокого ранга, правда, в отставке.
Влиятельная газета NRC Handelsblad написала со ссылкой на заявление прокуратуры о четырех перехваченных телефонных переговорах, в которых речь шла о катастрофе рейса MH17.
Прокуратура не назвала имени звонившего, но подчеркнула, что это были разговоры между сепаратистами. Глава следственной группы Фред Вестербеке заверил в своем выступлении по телевидению, что «записи подлинные» и «перепроверены от и до, прежде чем преданы огласке».
Один из перехваченных и записанных разговоров был передан Нидерландам украинской спецслужбой СБУ вскоре после катастрофы. Специалисты СБУ определили, что звонил Сергей Николаевич Петровский, офицер российской военной разведки ГРУ, известный под псевдонимом «Хмурый». Он ушел в отставку весной 2014 года в звании генерал-майора и присоединился к группировке Игоря Гиркина (Стрелкова).
В момент катастрофы Петровский был офицером местной разведки и заместителем Стрелкова в Донецке. На записи СБУ слышно, как собеседник Петровского обращался к нему по отчеству «Николаевич». В опубликованной прокуратурой записи имена заглушены писком «из соображений безопасности», но полные версии уже есть в интернете.
Из записи разговора следует, что Петровский, возможно, является главным фигурантом уголовного расследования. Он организовал транспортировку ракетной системы «Бук» в Донецк, а оттуда в район боевых действий. «Его не надо задерживать, пусть немедленно везут туда», — передает газета по-голландски слова Петровского его собеседнику «Буряту». Сам «Хмурый» говорит намеками («то, о чем я думаю»), но «Бурят» менее осторожен: «Да, да, да, «Бук». Как ранее сообщала прокуратура, многое указывает на то, что MH17 сбит ракетой.
Авторы статьи, журналисты Стевен Дерикс и Карел Книп, отмечают что «повстанцы» в Восточной Украине пользуются украинской мобильной телефонной сетью и разговоры могут быть легко перехвачены. Голос офицера разведки, о котором идет речь, распознан также на двух новых записях, которые в понедельник опубликовала прокуратура. Из них следует, что ракетная установка «Бук» сразу после крушения самолета была переправлена обратно в Россию группой людей во главе с неким «Библиотекарем».
Авторы напоминают, что Москва не делает секрета из участия российских «добровольцев» в боях на стороне сепаратистов в Украине, но отрицает вовлеченность российских вооруженных сил, хотя множатся свидетельства обратного.
Нидерланды возглавляют Объединенную следственную группу (JIT), международный орган расследования, включающий представителей Австралии, Бельгии, Малайзии и Украины (стран, чьи граждане погибли в катастрофе, и страны, над территорией которой она произошла).
Как отмечает прокуратура Нидерландов, расследуется и предлагаемая Москвой версия о причастности украинского истребителя к уничтожению пассажирского лайнера. Нидерланды официально запросили у России всю необходимую для этого информацию. В ближайшее время глава следственной группы Фред Вестербеке надеется отправиться в Москву, чтобы изучить подготовленную в России доказательную базу.
Авторам статьи NRC Handelsblad не удалось в четверг получить комментарии от министерства иностранных дел РФ. Они сообщили своим читателям, что российские СМИ, контролируемые правительством, назвали обнародованные записи телефонных переговоров «подделкой».
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»