Чтобы не разочаровываться в актерах, лучше не читать их интервью. Уж как любила я Машкова, а глянула, чего он там наговорил про работу у Павла Лунгина в «Родине», — и сразу вспомнила нашу звезду и секс-символ в каком-то американском боевичке класса примерно «С». Там Машков сломя голову несется по лестнице, преследуемый специально обученными чуваками. Эпизод длится секунд шестнадцать. Даже я бы сказала — шашнадцать. Ну, в общем, мужчина конкретно все понимает про патриотизм, родину и достоинство.
Не таков режиссер Лунгин. Умный мастер с языком, подвешенным под исключительно правильным углом. Поэтому, когда Лунгин заявляет, что его сериал «интонационно будет больше похож на израильский оригинал», — учтем ключевое слово ИНТОНАЦИОННО.
Это та тонкая «соломка», которую российские копиисты американской «Родины» аккуратно подстелили, дабы не быть уличенными в грандиозной художественной и гражданской подделке.
Копирайт принадлежит израильтянам. Американцы купили лицензию на сериал «Хатуфим» («Военнопленные») о спасении из 17-летнего сирийского плена двух израильских солдат. Автор оригинальной идеи Гидеон Рафф стал продюсером и сценаристом первого сезона Homeland (у которого общий с первоисточником, в сущности, только факт многолетнего плена). И, наконец, канал «Россия-1» покупает эту же лицензию у Израиля, что дает и каналу, и Лунгину возможность официально дистанцироваться от Америки, темы в сегодняшней России, мягко говоря, немодной.
Хороши бы мы были, приобретя лицензию на патриотизм у «пиндосов».
А кино такое нужно нам сегодня, как гречка. Но сами-то не можем. Не владеем этим хитрым механизмом так, чтобы вписаться в прайм-тайм. Я потом объясню.
Лунгин не скрывал интереса к американскому сериальному шедевру. Однако упирал умный Павел Семенович на его детективную «шпионскую», а не политическую основу, подчеркивая, как мы знаем, некую загадочную интонационную связь все-таки с «Военнопленными».
Что он подразумевал под этой «интонацией» — загадка. «Хатуфим» подчинены одной задаче — показать мучительную адаптацию людей к миру, который стал для них чужим. Надо знать израильское общество, чтобы понять: оно не допустило бы на телевидении идею перевербовки своего солдата (а тем более двух) мусульманскими террористами. «Военнопленные» — психологическое кино, где работа с внутренним миром персонажа заменяет сюжетный драйв. Прайм-тайм просят не беспокоиться. Поэтому давайте сразу расставим все точки и вынесем этот перво-первоисточник за скобки.
В конце 90-х, т.е. во время действия нашей «Родины», стали популярными две цитаты. «Патриотизм — последнее прибежище негодяев» (которую практически все понимали неправильно) и «Начиная убивать, государство всегда называет себя родиной».
Слова д-ра Сэмюэля Джонсона о патриотизме поняли в России превратно именно из-за бессмертного афоризма Августа Стриндберга. Потому что мало какое государство, убивая, так спекулировало своим псевдонимом «Родина» (с большой буквы), как наше. Популярна эта забава и сегодня.
Сержант армии США Броуди не изменяет РОДИНЕ, вот в чем фишка. Он хочет наказать государство, ЦРУ, Белый дом. Как раз из любви к своей Америке. Американец (как и израильтянин) рождается с этой любовью. Чувство крови, семьи, племени присуще человеку. Оно — нормально. Именно оно называется патриотизмом.
В России патриотом быть стыдно. По одной простой и страшной, не знаю, обратимой ли причине: родина постепенно отождествилась с государством. Что надо было сделать со страной, с народом, чтобы слово «ПАТРИОТ» стало бранным?..
Я не обсуждаю художественные плюсы и минусы изделия Павла Лунгина, мастера Большого Прогиба, и его команды. Мне малоинтересен, пусть и талантливый, художник, у которого даже отдаленная склонность к позиции отсутствует.
Наш проект «Родина» далек от обоих оригиналов не потому, что он халтурен. Не потому, что рефлексии героя мы, как всегда, легко спрямляем. А потому, что его создатели просто не видят разницы между государством, отечеством и фигурой отдельного крупного чиновника. Поэтому в слогане «ОТЕЧЕСТВО В ОПАСНОСТИ» «отечество» легко заменить любым именем собственным: Басов, Данилов, Пу…пкин.
И вот еще что. В уставе армии Израиля прописано, что самой высокой ценностью солдата является его жизнь. Между пленом и смертью приказано выбирать плен.
Для российского (советского) воина плен всегда был позором. Нам важно доказать, что пленный — предатель. Мы верны старой школе. «Отечество в опасности», тут не до соплей.
Те, кто досмотрел российскую версию, согласятся, что Лунгин не смог завершить своего фильма, фальшивого как содержательно, так и интонационно, прервавшись буквально на полуслове. У лжи есть одна особенность: ее очень трудно, практически невозможно достроить до логического конца. Как дом из трухлявого дерева или бракованного кирпича.
Родина для бедных. Кавычки расставьте сами или не расставляйте.
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»