Сюжеты · Культура

Банан и Ленин огрызаются…

Юбилейный Суздальский фестиваль анимации подвел итоги

Лариса Малюкова , обозреватель «Новой»
Юбилейный Суздальский фестиваль анимации подвел итоги
Став главной площадкой российской анимации, где авторские работы встречаются с коммерческими, «Суздальфест» дает возможность обсудить тенденции, выявить болевые зоны, понять, что волнует авторов и продюсеров.
20 лет назад, в трудные для нашего кино времена в маленьком тарусском доме отдыха «Березовая роща» собрались аниматоры, чтобы показать друг другу свои работы, поразмышлять о профессии, тогда практически исчезающей. На конкурс едва наскребли фильмы — российская мультипликация была на грани выживания. Все эти годы фестиваль поддерживал то угасающие, то ненадежно вспыхивающие надежды на то, что отечественная анимация будет востребована.
А теперь фестиваль разрастается как на дрожжах. Пришлось организовывать два конкурса: авторской и индустриальной анимации. Для полного метра времени не хватило. Да и за бортом конкурса арт-анимации осталось немало талантливых работ, в том числе и известных авторов. Видимо, пришла пора подумать о приоритетах: какова роль конкурса, каковы критерии отбора, нужны ли при дефиците времени ретроспективы зарубежных форумов, как осмысленно соединить программу фестиваля с событиями индустриального конгресса. Все эти проблемы свидетельствуют об одном: при всех очевидных проблемах отечественная анимация набирает силу. Сериальные проекты уже могут сравниться с авторскими по качеству и активно выдвигаются на международный рынок. Наши мультфильмы бьют рекорды показов в интернете. Пришло очередное поколение талантливых молодых режиссеров (одна из самых ярких программ конкурса — студенческая).
…Человек, прирабатывающий рекламным бананом, обнаруживает у себя хвост. И еще острее чувствует собственную отчужденность. Об одиночестве он рассказывает в объектив домашней кинокамеры. По сути, это его завещание: навесив на шею банку с огурцами, человек-банан решит прыгнуть с моста… Выпускница школы-студии «Шар» Светлана Разгуляева с помощью компьютерной перекладки создает тонкий трагифарсовый портрет «другого», особенного. Снимает хронику фантасмагории. И все же Гран-при ее, безусловно, талантливой, современной картине **«Почему банан огрызается»** — скорее, щедрый аванс неординарно мыслящему автору.
В конкурсе обращают на себя внимание фильмы «про себя»: чистосердечные признания, тревожные и восхитительные путешествия в скрытое, в интимную жизнь. **«Теплый снег»** (лучший студенческий фильм) Ирины Эльшански начинается в духе пьес Петрушевской. Бытовой диалог грубо слепленных из глины старика и его взрослой дочери за кухонным столом крошится вместе с сахарным песком, рассыпанным рядом с чашками. И по сахарно-снежным горкам воспоминаний скользят молодой папа и его маленькая дочь. Скользят по хрупкому краю взаимной привязанности.
Что-то тревожное висит в воздухе: начинающих художников и взрослых мастеров не отпускает тема смерти. Смерти как тайной силы, чуда или даже усердной работницы, промахнувшейся с призванием. В **Bone voyage** Сергея Гордеева трудяга Смерть устала от рутинно-гильотинной работы. Ей бы в отпуск на море, в шезлонг под пальмами. Мальчик в рисованном эссе **«Мой дедушка был вишней»** сестер Полиектовых никак не мог поверить, что близкие умирают. Их же любят… как они могут исчезнуть? Одно непонятно: если дедушка улетел на небо без самоката, зачем ему для путешествия этот деревянный ящик?
И в черной комедии **«Няня»** Натальи Березовой дедушка одного поросенка «сыграл в ящик». Поросенку интересно: выиграл превратившийся в привидение дедушка или проиграл? Memento mori в ряде фильмов видится таким же чудом, как рождение или сама жизнь.
**«Мы не можем жить без космоса»** Константина Бронзита, сочиненное в редком жанре комической трагедии, — кино о времени, когда надежда была «компасом земным». О высокой мечте. О дружбе и потере друга как самого себя. О неразлучных товарищах — космонавтах (Первом и Втором). Дизайн — более сдержанный, ясный, чем взнервленная графика предыдущих фильмов Бронзита (художник Роман Соколов). Гэги здесь проистекают не только из самой среды космодрома, но прежде всего из психологической достоверности отношений. Гротеск растворен в поэзии и метафоре (чего стоит кадр, когда в момент гибели космонавта звезды падают снегом, укрывая землю белым саваном). Безусловно, обманчиво простая работа Бронзита — самое мастерское, гармоничное произведение в программе. Подтверждение тому — первое место в рейтинге профессионалов (с огромным отрывом) и главный приз Международного Токийского фестиваля, который Бронзит получил уже после Суздаля.
Леонид Шмельков, автор отмеченного «Берлинале» фильма **«Мой личный лось»,** продолжает обживать пространство психологического сюра. Его **«Очень одинокий петух»** дергает за веревочку, обретая буквально «с неба» странные и страшноватые «дары». С одним из этих «подарков» — крупнокалиберной пловчихой в резиновой шапочке — он окажется в старенькой «Волге» и вместе с бородатым водителем — они будут грустить под березами под задушевную песню из фильма «Три тополя на Плющихе». Фильм сделан на студии **«Союзмультфильм».** Многие годы находившаяся в летаргическом сне студия наконец очнулась. Впечатляет урожай наград: фильм Шмелькова, **«Коровка»** Марины Карповой (про божью коровку, которая рвется из тюрьмы спичечного коробка, но снова и снова оказывается в плену), **«Пык-пык-пык»** Дмитрия Высоцкого (виртуозный ритмический этюд, в котором недавние враги Муравьи и Птица объединяются против Дровосека), **«Курица»** Васико Бедошвили (о курортном романе легкомысленной курицы, ставшей счастливой многодетной матерью).
Клип Алексея Алексеева **«Муравей и муравьед»** назван лучшим в категории «Прикладная анимация». Этим прорывом студия обязана новому худруку Михаилу Алдашину, пригласившему для создания фильмов и коротких «карусельных» сюжетов ведущих авторов. И если тряска застывшей в 70-х студийной рутины, которая противится переменам, не поглотит некомфортные инициативы худрука, у студии есть шанс вновь стать центром анимационной жизни.
Год литературы отметили дискуссией о сложных связях анимации и литературы. В показе 16 экранизаций. Впрочем, слово экранизация не подходит кино, одушевляющему не столько слово, сколько впечатление. На мой взгляд, лучший среди перевоплощений — фильм по мотивам чеховских рассказов **«Волк Вася»** Катерины Соколовой. Здесь и душность уездной жизни, и герой — вначале романтик, затем сникший ипохондрик, и влюбленность, утопленная в разочаровании. Бежевые тона, охра — блеклые краски унылой действительности, из которой мечтает вырваться Вася, предстающий то Дымовым, то умирающим в ванной Маратом. Только в роли главного героя — настоящий Волк. Он и влюбляется, и картины пишет, и узкий сюртук носит, и учит неказистых детишек. Человеческое и животное, возвышенное и низменное, разрывает его изнутри точно так же, как и весь мир вокруг. Чудная сцена, когда влюбленный в нежную кружевную барышню Вася почти летит, чтобы вернуть упавшую с головы невесты шляпку. Невеста благодарна… но через минуту кидает шляпку вновь: «Апорт!»
По мотивам рассказа Давида Дара снял фильм **«Андрей Хижина и его горе»** Алексей Демин. Но история любви подводного инженера, его огромного черного Горя, которое ворвалось в дом и схватило за плечи, переведена в узнаваемый регистр платоновской интонации. Тоска смешана с неуемной надеждой, авангард — с соцреализмом.
Порой кажется, что социальные и политические темы сами настигают авторов. Один из запоминающихся сериалов конкурса — **«Королевство М»** Натальи Мирзоян. Королю было мало его королевства, и он, ненасытный, все растягивал веревочную границу: вокруг огромного дуба, вокруг лужи… Веревка лопнула… «Как это они успели?» — спрашивали во время показа зрители, намекая на мирно отвоеванный Крым. А они никуда не спешили — фильм был задуман два года назад, но смотрится актуально.
Главный приз среди сериалов завоевала **«Запретная еда»** Олега Ужинова (из сериала «Ин и Яна»), проект посвящен самому дефицитному сегодня товару — толерантности. Непринужденно и весело рассказывает о сложном: бывают разные религии, разные семьи, разный цвет кожи, разные люди, и едят они разную еду. Крамольная, в общем, идея.
Социальная эксцентриада **«На пороге Ильич»,** снятая с помощью фотоаппарата вгиковцем Михаилом Солошенко, отмечена критиками. На пороге квартиры маленький Ильич с характерной картавостью и резкостью в движениях требует его «накормить и спрятать». Мать в «бигудях» жарит котлеты и велит сыну в чегеваровской майке избавиться от лысой гадости, от которой зараза и грязь: «Гони лысого, давай лучше Пушкина заведем!»
Изящный, в приглушенной гамме сложенный фильм Олеси Щукиной **«Слон и велосипед»,** снятый на знаменитой французской студии Folimage, получил приз в категории «Дебют». Трудолюбивый дворник Слон тщательно убирает город, поливает его дождем из хобота, мечтая о велосипеде. Но настоящее счастье никак не связано с его материальным воплощением. И беспричинная, ослепительная радость настигнет Слона, когда маленькая девочка на крошечном велосипеде станет кататься по его безразмерному хоботу.
Аниматоры сочиняют свои смысловые пространства, обживают их, наполняют парадоксальными соцветиями, прописывают в этой карнавальной стихии причудливых персонажей. Ренар-Лис оставляет с носом целое королевство. Корова прячет сны в коробку. Маленький пингвин перепутал полюса. Копилка-свинья переросла своего владельца. Мать сплетает из собственных волос парашют, чтобы спасти падающего сына. Пингвин усыновляет Петуха. Пакеты, из которых вытряхивают мусор, легкими душами улетают в небеса. Авторы фильмов — авторы миров, которых раньше не было, а сейчас проступают на экране скрытыми, но очень важными потоками жизни.
Параллельно с фестивалем проходила всероссийская акция «Открытая премьера». В 20 городах зрители могли смотреть и оценивать фильмы программы. А значит, еще один шаг в дистанции огромных размеров между авторской анимацией и зрителем сделан. Об этом, возможно, и мечтали энтузиасты-мультипликаторы, собравшиеся 20 лет назад на пике тотального кризиса, чтобы доказать как минимум себе: анимация жива.
…По случаю фестивального дня рождения работники Суздальского турцентра, где проживает фестиваль, испекли гигантский торт в виде Лунтика. Выглядела фиолетово-синюшная лунная пчела страшновато. Зато пекли его с любовью. И это — да, настоящее признание!