Сюжеты · Спорт

Мимо цели

За пять с лишним «прохоровских» лет в отечественном биатлоне тренеров чуть ли не ежегодно меняли руководители, теперь в роли кризисных менеджеров выступили сами спортсмены

Владимир Мозговой , обозреватель «Новой»
За пять с лишним «прохоровских» лет в отечественном биатлоне тренеров чуть ли не ежегодно меняли руководители, теперь в роли кризисных менеджеров выступили сами спортсмены
Не везет прекрасному ханты-мансийскому биатлонному центру в последние годы — финиш сезона на лесистых югорских холмах сборная России проваливает регулярно. Нынче из-за трех попаданий Антона Шипулина на подиум без привычных разочарований вроде бы обошлось, но скандал все-таки случился. Возник он не совсем на пустом месте, но тем не менее поставил жирную кляксу на последней странице зимнего сезона в элитном виде спорта. Отличилась мужская биатлонная команда, почти в полном составе, за исключением Антона Шипулина и Алексея Волкова, отказавшая в доверии старшему тренеру Александру Касперовичу. Тому самому, которого еще в середине зимы биатлонная общественность готова была носить на руках, спортсмены нахваливали, а атмосфера в команде всеми признавалась чуть ли не идеальной.
История вышла крайне некрасивая, да и время спортсмены выбрали неудачное, начав выяснять отношения прямо по ходу заключительного, к тому же еще и домашнего этапа Кубка мира. Касперович удара не ожидал и поначалу не хотел верить, что подопечные, которых он всегда защищал («Меня ругайте сколько угодно, а ребят не трогайте»), отнюдь не сгоряча устроили демарш за его спиной — с написанием письма, визитом к президенту Союза биатлонистов России Александру Кравцову и публичными комментариями. О хорошем завершении спортсменам думать было некогда, а удручающие результаты легче всего оказалось списать на тренера.
Кравцов от развернутой оценки ситуации уклонился, заявив о том, что кадровые решения будут приняты в последний день марта, после чемпионата страны в Тюмени. Но уже сейчас понятно, что изменения неизбежны: старший тренер женской команды Владимир Королькевич о своем уходе предупреждал заранее, а Александр Касперович после всего случившегося в Ханты-Мансийске фактически остается без костяка: Антон Шипулин готовится по индивидуальному графику с тренером Андреем Крючковым, остальные тоже заявили о своем желании тренироваться вне сборной.
За пять с лишним «прохоровских» лет тренеров чуть ли не ежегодно меняли руководители, теперь в роли кризисных менеджеров выступили сами спортсмены. Ничего хорошего эта ситуация не сулит, тем более что спортивные итоги сезона совсем уж критичными не выглядят. Хотя и хвастаться особо нечем — но это откровением давно не является.
…Мужчин хвалили, женщин жалели. Антон Шипулин в начале сезона бросил перчатку самому Мартену Фуркаду, мужская эстафетная команда штамповала победы, потерявшая лидеров женская пыталась зацепиться за пятое место в общем зачете Кубка мира. Но еще тогда, в начале зимы, по опыту прошлых лет не следовало предаваться эйфории: прогноз «Новой» на продолжение был очень сдержанный. Есть Шипулин, возможны отдельные успехи и даже сюрпризы, но настоящего прорыва не предвидится. Для такого пессимистического оптимизма не требовалось проявлять особую прозорливость. Да, когда случился спад у Шипулина, «выстрелил» Евгений Гараничев, но уже накатывал чемпионат мира в финском Контиолахти, на котором все оказалось, как обычно.
Все, кроме потрясающего, но вполне шального «золота» 30-летней Екатерины Юрловой, которую давно не рассматривали как постоянного члена сборной и в состав участников индивидуальной гонки включили разве что от безысходности, да еще предпоследним номером. Звезды сошлись — трассу подморозило, Катя разбежалась, ни разу не промахнулась и в самый последний момент подвинула с пьедестала лидеров. Они за нее радовались, кажется, не меньше самой чемпионки мира. Да все за Юрлову радовались — понимая, что такое случается, может быть, раз в жизни. «Золота» в индивидуальной дисциплине у женщин мы не видели шесть лет, со времен чемпионата мира в Пхенчхане. У мужчин ждали больше, но и в Контиолахти не сложилось— кроме «серебра» Шипулина подопечные Касперовича не смогли привезти из Финляндии ничего. «Зашипулинская» часть команды провалила все, что можно. Включая «застрелку» Гараничева на первом этапе эстафеты и места, предельно далекие от пьедестала в индивидуальных гонках. Мантра «завтра будет лучше, чем вчера» не помогла.
Александр Касперович говорил перед стартом, что команда готова к чемпионату мира и находится в оптимальных кондициях. В это верил сам старший тренер, верили и подопечные, не говоря уже о болельщиках. Тем обиднее оказался провал, лишь подтвердивший главную проблему: как ни меняй тренеров, вывод на пик формы к концу зимы не получается ни у кого.
И уже ничто не могло подсластить пилюлю — ни семь побед на этапах Кубка мира, ни малый «Хрустальный глобус» в мужской эстафете, ни такой же «глобус» Антона Шипулина в масс-старте, ни его же второе (вслед за Мартеном Фуркадом) место в общем зачете Кубка мира, чего тоже давно не случалось. Потому что, во-первых, главный старт сезона по традиции снова оказался неудачным, женская команда покинула элитную пятерку, а вполне достойные достижения в Кубке мира, включая золотой эстафетный зачет, были во многом достигнуты благодаря таланту и усилиям одного человека. Который готовился самостоятельно.
Вот это пятерых неудачников, скорее всего, и настроило на воинственный лад. Александр Касперович, несомненно, ошибавшийся, но ранее не дававший повода усомниться в своей компетентности, оказался виноват во всем: авторитаризм, методические ошибки, неумение слушать спортсменов, игнорирование индивидуальных особенностей. Нарыв начал созревать в Контиолахти, прорвался в Ханты-Мансийске.
Боюсь, что «как у Шипулина с Крючковым», у Дмитрия Малышко, Евгения Гараничева, Тимофея Лапшина, Максима Цветкова и Алексея Слепова не получится. Увы, не по таланту бунт, даже если «подписанты» отчасти и правы. В очередь к ним спонсоры не стоят, самостоятельность расходования бюджетных средств не предполагает, а тратить свои деньги никому не хочется.
Хорошо, что Ольга Зайцева еще не приступила к исполнению обязанностей пустующей должности главного тренера сборной России. Тяжело бы ей сейчас пришлось.