Сюжеты · Политика

Кто срывает Минские соглашения?

«Новая» продолжает мониторинг действий, инициатив и высказываний

Мария Епифанова , «Новая газета»
«Новая» продолжает мониторинг действий, инициатив и высказываний
Напоминаем нашу позицию. Мы считаем, что любые не согласованные в рамках «нормандского формата» призывы внести в минский документ новые пункты или связать выполнение согласованных пунктов с еще какими-то условиями, как и отказ от выполнения уже зафиксированных пунктов в намеченные сроки, следует рассматривать как сознательный срыв договоренностей.
13 марта. Представители «ДНР» сообщили о наличии 20 украинских пленных
13 марта наблюдатели специальной мониторинговой миссии ОБСЕ присутствовали при работе по извлечению тел погибших при обстреле Донецкого аэропорта накануне. На место прибыла «служба по чрезвычайным ситуациям» «Донецкой народной республики», которая приступила к поискам тел погибших.
По словам наблюдателей ОБСЕ, вместе с группой приехали 20 пленных, которых представители «ДНР» называли украинскими солдатами.
Согласно договоренностям лидеров стран «нормандской четверки», достигнутым в Минске 12 февраля, обмен пленными в формате «всех на всех» должен был завершиться еще 6 марта.
13 марта. Обе стороны нарушают условия отвода тяжелых вооружений
13 марта наблюдатели ОБСЕ сообщили в очередном докладе о результатах мониторинговой миссии, призванной оценить, насколько стороны конфликта придерживаются календаря, согласованного 12 февраля в Минске. Так, они обнаружили, что обе стороны нарушают условия отвода тяжелых вооружений — по графику 1 марта отвод должен был быть завершен.
В докладе говорится, что специальная мониторинговая миссия посетила 5 мест хранения тяжелых вооружений украинских Вооруженных сил и обнаружила, в частности, 2 миномета, 4 РСЗО (БМ-21 «Град»), 31 гаубицу и 19 РСЗО (БМ-27 «Ураган»). «Вооружение, которое СММ видела во время визитов, находилось вне соответствующих линий отвода», — сообщают наблюдатели.
Сепаратисты, по словам наблюдателей, не всегда предоставляют информацию о защитных позициях и местах хранения.
Однако 16 марта наблюдатели видели в Горловке, контролируемой «Донецкой народной республикой», три боевых танка, развернутых на запад, — эта территория находится к линии разграничения ближе, чем допустимо по Минским соглашениям.
16 марта. Наблюдателям ОБСЕ отказывают в доступе
В докладе от 16 марта специальная мониторинговая миссия ОБСЕ сообщила, что ее представителей иногда отказываются пропускать, тем самым делая невозможной их работу.
Так, наблюдателей отказались пропускать на КПП Вооруженных сил Украины у села Гранитное; у села Огульчанск бойцы «ЛНР» остановили патруль мониторинговой миссии и заставили оформить запрос на разрешение наблюдать.
Согласно Минским договоренностям, все стороны «обязаны обеспечить эффективный мониторинг и верификацию режима прекращения огня и отвода тяжелого вооружения со стороны ОБСЕ с первого дня отвода».
17 марта. Верховная рада Украины обозначила территории с особым статусом, одновременно изменив действующий закон об особом статусе
Согласно договоренностям, достигнутым 12 февраля в Минске, Рада до 14 марта должна была принять постановление о территориях, на которые будет распространяться действующий Закон «О временном порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей». Однако в срок этого не произошло.
Постановление о территориях Рада приняла лишь 17 марта. Согласно этому документу, линия разграничения должна быть проведена по состоянию на конец сентября: то есть Дебальцево и Донецкий аэропорт, а также ряд других населенных пунктов, захваченных сепаратистами после, остаются под контролем Киева.
Кроме того, 17 марта Верховная рада приняла внесенные президентом Украины Петром Порошенко поправки к закону о временном порядке самоуправления. В них и заключается главное противоречие. Согласно поправкам, закон о временном порядке самоуправления вступит в силу только после того, как на территориях, подпадающих под его действие, будут проведены выборы в соответствии с украинским законодательством и международными стандартами.
Представители «Донецкой и Луганской народных республик» сочли эти поправки нарушением Минских договоренностей — министр иностранных дел России Сергей Лавров назвал их «резким отходом» от соглашений.
Действительно, Минские договоренности предполагали, что закон о временном порядке самоуправления уже существует, необходимо лишь определить перечень территорий, к которым он будет применяться. Этот закон в редакции, действующей на 12 февраля, не предполагал никаких увязок с новыми выборами. Кроме того, согласно Минским договоренностям, после того как на территории Донецкой и Луганской областей будут проведены выборы, должна начаться работа над постоянным законом об «особом статусе», который должен быть принят не позднее конца 2015 года.