На открытии выставки «Искусство быть рядом» в Московском музее современного искусства (ММОМА) был аншлаг. Грандиозный проект собрал работы ведущих мастеров, отобранные художником Ольгой Тобрелутс и искусствоведом Виталием Пацюковым. Художники разных направлений, поколений, стилей объединились, чтобы помочь детям и взрослым с расстройствами аутистического спектра. Помочь «другим», которых общество чаще всего предпочитает не замечать.
Для Набокова «Другие берега» — утерянный рай детства, попытка удержать исчезнувшую Россию как существенную часть своего «я». В центре «Антон тут рядом» стена расписана цитатами из сочинения «Люди» юноши-аутиста, ставшего главным героем документального фильма Любови Аркус. «Люди сдирают кожу. Люди ремонтируют домик, сарай. Люди потерпят. Люди рисуют, пишут. Люди конечные. Люди летают»… С этого сочинения все началось: встреча с особенным юношей перевернула не только жизнь главного редактора журнала «Сеанс», но перезагрузила ценностную систему многих людей вокруг.
«Мы занимаемся не благотворительной, а правозащитной деятельностью, — говорила на открытии выставки основатель центра Люба Аркус.
— Отстаиваем право людей с аутизмом, которых не считаем больными, жить среди нас и свое право жить рядом с ними, спасая их от тюрьмы разнообразных психушек». По мнению педагогов центра, универсальных методик не существует. Ни на Западе, ни в России. Для каждого студента необходима уникальная методика, личностный подход. «Аутизм, — говорит Аркус, — реальный вызов человечеству, потому что аутисту нужно лишь одно — человек. Вытащить его может только человек, вступивший с ним в контакт, себя самого предоставивший в качестве терапии».
Выставку в ММОМА можно назвать коллективным сеансом такой терапии, на котором и почувствовали возможность «удержать существенную часть своего «я». На вернисаже воспитанник центра «Антон тут рядом» Алексей Герасимчук играл фортепианные произведения Дебюсси (музыкальное училище отказало Леше от дома, и теперь центр оплачивает ему образование в частном музыкальном вузе). Студент Георгий Саксонов читал стихи Арсения Тарковского. А началось все с кадров, снятых в центре «Антон тут рядом». Студенты центра учатся не только смотреть, но видеть, слышать друг друга. Любить. Готовить. Учиться. Веселиться. Познавать мир. Творить. Путешествовать. Жить.
А их педагоги научились за клиническими симптомами видеть людей, для которых душевная травма — и источник боли, и источник творчества.
Эта идея — творчество как источник боли, усилие достучаться до другого — и стала точкой силы выставки, объединившей авторов, которые, по мнению Ольги Тобрелутс, никогда бы не выставлялись в одном пространстве. «Некоторые кураторы сегодня говорят: современное искусство исчезает, — говорит Ольга, — но ведь оно выстояло в сложнейшие 90-е. Кураторы, как правило, составляют выставки под собственную концепцию: «красное в искусстве», «новые технологии». И работы, не укладывающиеся в прокрустово ложе концепций, выпадают из поля зрения. Можно сказать, что и сами художники нуждаются в помощи». На одной территории работы авторов полярных стилей: Семен Файбисович, Владимир Дубосарский, Константин Звездочетов, AES+F, Гор Чахал, Олег Кулик, Владимир Дубосарский, Ольга Тобрелутс, Сергей Бугаев (Африка), Валерий Кацуба, Сергей Резников, Евгений Гор, Константин Батынков, Владимир Башлыков, Зураб Церетели, Татьяна Антошина, Леонид Тишков, Александр Панкин, Мария Чуйкова, Иван Новиков, Михаил Рошняк, Владислав Ефимов, Олег Устинов, Виктор Умнов, Никита Алексеев, Сергей Шутов, Дмитрий Шагин, Влад Кульков, Алексей Гинтовт, Виталий Пушницкий, Иван Плющ, Александр Саватюгин, Анатолий Белкин, Александр Новиков, Марина Федорова, Юрий Молодковец, Юрий Норштейн, Дмитрий Шорин, Светлана Петрова, Иван Сотников, Иван Говорков, Владимир Шинкарев, Ольга Флоренская, Олег Маслов, Стас Макаров.
Я обратила внимание на то, что шоковых, фраппирующих работ почти не было. Словно значимость самой акции определило общую более сдержанную интонацию картин, скульптур и инсталляций. Впрочем, по мнению главного редактора «Художественного журнала» Виктора Мизиано, это всеобщая тенденция: «Художественная экстравертность сменилась интровертностью, которая предполагает более камерные формы. Сегодня важнее не шок-эффект, а медитативность, сконцентрированность».
«У каждого из нас, — считает художник Ольга Тобрелутс, — внутри своя аутистическая зона. Благодаря ей мы и занимаемся искусством — других причин заниматься этим нет. «Нормальные» люди посвящают себя бизнесу, науке, другим интересным вещам». Она права. Ведь и средства на существование центра «Антон тут рядом», существующего уже полтора года, в основном собирают друзья: кинематографисты, композиторы, художники.
И выставка в ММОМА — лечебная акция, и для «детей цветов», и для художников. Такова обратная перспектива этого уникального показа.
2 апреля в музее пройдет аукцион, лотами станут представленные на выставке произведения. Все средства от их продажи будут направлены на поддержку программ Центра социальной реабилитации, обучения и творчества для взрослых людей с аутизмом «Антон тут рядом» и проекта по организации досуга, развития и социальной адаптации детей и подростков с аутизмом инклюзивного дома культуры ЦКиД «Академический» (г. Москва).
**_Выставка открыта до 5 апреля._**
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»