Самая закрытая стройка саммита АТЭС: сорванные сроки, похищенные миллиарды и погибшие животные
До недавнего времени вход сюда прессе был заказан. Фото: Юрий Мальцев
«С.М. Дарькин: Владимир Владимирович, уже начали закупать зверей…
В.В. Путин: Кого? Зверей? Каких?
С.М. Дарькин: Морских зверей я имею в виду. На самом деле в 2012 году он будет готов.
В.В. Путин: А в каком состоянии сейчас строительство? Зверей закупим, а селить их некуда…»
Этот диалог между российским президентом и тогдашним приморским губернатором состоялся в декабре 2010 года. Приморский океанариум, о котором идет речь и который обещали открыть к саммиту АТЭС-2012, не достроен до сих пор. Хотя объект не сдан, он уже эксплуатируется, поскольку «звери» закуплены и им надо где-то жить. Сейчас их содержат в научно-адаптационном корпусе, после окончания стройки переведут в главное здание, похожее на ракушку под набегающей волной. Помимо рыб в океанариуме обитают 26 животных — белухи, дельфины, моржи, сивучи, морские котики, байкальские нерпы.
В прошлом году строительство было фактически заморожено. С мертвой точки дело сдвинулось в ноябре 2014 года, когда океанариум посетил Путин и устроил разнос. Сразу после этого арестовали и обвинили в мошенничестве главу ФГУП «Дирекция по строительству в ДВФО» (структура Управления делами президента РФ, выступающая заказчиком) Андрея Поплавского. Взят под стражу и Олег Шишов — директор омского «Мостовика» (генподрядчик строительства), а саму фирму отстранили от стройки. По данным следствия, похищено почти 2 млрд рублей; Шишов свою вину признал, Поплавский — нет. В феврале стало известно, что место Поплавского занял Борис Авдеев, до этого занимавшийся стройками в Сочи, а новым генподрядчиком стало ФГУП «Ремонтно-строительное управление» Управления делами президента РФ.
Приморский океанариум на острове Русском был самой закрытой и загадочной стройкой АТЭС, пока в прессе не появилось скандальное анонимное письмо сотрудников океанариума. Они утверждали, что в океанариуме из-за халатности персонала гибнут рыбы и звери, вода не отвечает нормам, в бассейне с дельфинами купаются посторонние и так далее. Только после этого режим секретности был снят — в строящийся океанариум впервые пустили журналистов.
— У нас было несколько случаев гибели животных, мы этого не отрицаем. Но произошло это не одномоментно, и говорить о вине наших сотрудников сложно, — рассказал «Новой газете» заместитель директора Приморского океанариума Дальневосточного отделения РАН кандидат биологических наук Вадим Серков. — Самый громкий случай — гибель калана. Находился он у нас всего неделю, до этого около месяца жил в бухте Петропавловска-Камчатского, у выхода сточных вод, непонятно чем питаясь. Мы привезли его на реабилитацию, но, к сожалению, он уже был серьезно болен, и спасти его не удалось. Причиной смерти афалины (дельфина. — В. А.) стало воспаление легких. В августе мы обнаружили нарушение по микробиологическим показателям, что совпало с моментом заболевания. После этого была проведена дезинфекционная обработка, с тех пор все показатели в норме. Причины попадания бактерий в воду могут быть различные. Любой человек, не помыв руки, мог занести их в бассейн. Объект еще не сдан, здесь появляются посторонние люди — строители, которые еще заканчивают отладку систем вентиляции и других систем.
В августе в океанариуме погас свет, что привело к гибели редких рыб.
— Здание нам не передано, аварийные дизель-генераторы не переданы — они в зоне ответственности генподрядчика. Оказалось, даже нет запаса топлива. Мы сами поехали, экстренно закупили несколько бочек топлива, но дизель-генератор все равно не запустился: надо было раньше провести техобслуживание. После этого мы уже не особенно надеемся на генерального подрядчика и имеем свои небольшие дизель-генераторы, которыми в случае чего сможем, по крайней мере, основные бассейны с рыбами обеспечить. Были тяжелые последствия отключения, погибло довольно много рыбы. Хуже всего, что погибла тропическая рыба. Этим сейчас занимается межрайонная природоохранная прокуратура, — говорит Серков.
В анонимном письме говорилось о купании с дельфинами: якобы этим занимался сам Поплавский со своими гостями. Серков говорит, что на записях с камер наблюдения Поплавского в бассейне он не видел, но сам факт купания посторонних не отрицает:
— Когда мы узнали об этом в августе — просто в ужас пришли. Был серьезный разговор нашего руководства с Поплавским о том, что это недопустимо. После этого ничего подобного не было. Не исключено, что во время этих купаний и была занесена инфекция в бассейн.
—Кто написал письмо?
— В прошлом году мы уволили несколько сотрудников за плохое выполнение работы. Увольняясь, люди сказали: «Мы будем бороться». Суд рассматривает их заявления, решение еще не принято. Мы предполагаем, что эти анонимщики — сотрудники, уволенные за недобросовестное исполнение своих обязанностей.
Факты гибели животных были, но причины указаны неправильно. Вся проблема связана с информационной закрытостью. Мы всегда были противниками закрытости, я сам неоднократно обращался к Поплавскому с просьбой разрешить мне дать интервью, но неизменно получал отказ. Сейчас нам дали разрешение.
—Когда введут в строй главное здание?
— Там завершаются отделочные работы, ведется монтаж оборудования, начинаются пуско-наладочные работы. Главное — отладить работу систем жизнеобеспечения. Очистка воды у рыб происходит с использованием биологической фильтрации — специальных фильтров, в которых нарастает бактериальная масса. Для созревания биологических фильтров нужно от 3 до 6 месяцев. Поэтому, даже когда здание будет введено в эксплуатацию, мы не сразу перевезем туда животных и рыб.
P.S. Океанариум — не единственный долгострой саммита АТЭС. Во Владивостоке до сих пор не достроены 2 пятизвездные гостиницы, на которые на днях Законодательное собрание Приморского края с подачи губернатора Миклушевского выделило очередные 1,4 млрд рублей из дефицитного краевого бюджета, несмотря на протесты парламентской оппозиции. «Затянутым» назвал дальневосточный полпред Трутнев и процесс создания игорной зоны «Приморье». Массу вопросов, в том числе у прокуратуры, вызывает и буксующее строительство судоверфи «Звезда» в соседнем Большом Камне.
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»