25 февраля Мосгордума утвердила установку памятника святому Владимиру на смотровой площадке, к тысячелетию со дня его кончины. Информация об установке памятника уже давно будоражит москвичей. По интернету разошлись рассказы о жизни князя до крещения, которая действительно была достаточно бурной.
Смотровая площадка на Воробьевых горах, в просторечии «смотровая» — одно из самых красивых в Москве мест, откуда открывается необыкновенный вид на Москву. Но в самом ближайшем будущем ее вид существенно изменится: 25 февраля Мосгордума утвердила установку памятника святому Владимиру на смотровой площадке, к тысячелетию со дня его кончины.
Информация об установке памятника уже давно будоражит москвичей. По интернету разошлись рассказы о жизни князя до крещения, которая действительно была достаточно бурной.
#Противоречивая фигура
**Александр Авдеев, историк,** говорит о том, что Владимир — фигура действительно сложная. «До крещения — типичный правитель варварского государства, жил, по словам А. К. Толстого, «и беспутно и лихо», но важнейшей задачей считал объединение разноплеменных народов в единую державу и её укрепление, и главным шагом здесь стала единая вера.
После крещения князь меньше ходил в завоевательные походы, укрепил границы. В выборе веры видел залог единства государства. С христианством на Русь на смену языческой культуре Тела пришла культура Души и Слова, и Русь стала равноправна с иными христианскими державами, начали развиваться письменность, архитектура, собственная литература — то, что вылилось в культурный взрыв в правление его сына Ярослава Мудрого.
Языческое прошлое князя Владимира потомков интересовало мало. В памяти народа вся эпоха Киевской Руси воплотилась в правление Владимира Красное Солнышко. Он стал одним из символов духовного единства трех столиц Руси — Киева, Владимира и Москвы.
На вопрос, насколько, по его мнению, своевременно сегодня устанавливать, в свете российско-украинских событий, памятник, практически аналогичный тому, что стоит в Киеве, Александр Григорьевич отвечает: «Я против срочной установки именно сейчас. Зачем нужна эта конъюнктура?».
#Почему москвичи против памятника
Однако москвичи [собирают подписи](http://www.novayagazeta.ru/news/1691737.html) против памятника (собрано около 10 000) и выставляют пикеты на «смотровой» вовсе не из-за противоречивости фигуры князя. Авторы петиции «Не допустить опасное и незаконное строительство на Воробьевых горах» пишут, что весь склон Воробьевых гор отнесен к зоне «чрезвычайно опасного геологического риска». Это значит, что любое строительство может привести к катастрофическим последствиям — к обрушению склона и человеческим жертвам. Кроме того, строительство не только опасно, но и незаконно: смотровая площадка входит в комплекс МГУ — особо ценный объект культурного наследия, закон охраняет как целостность входящих в комплекс объектов, так и визуальное их восприятие.
Иначе говоря, МГУ планировался и строился таким образом, что вид со «смотровой» и на «смотровую» — часть художественного замысла его создателей, и по этой причине строить на территориях, входящих в комплекс, нельзя.
Далее, закон запрещает строительство на этой территории еще и потому что 90 га Воробьевых гор — памятник природы, имеющий уникальное геологическое и ландшафтное значение. Искажение исторически сложившегося ландшафта, любая деятельность, которая может нанести вред растениям и животным, здесь запрещены.
Третье нарушение состоит в том, что из процесса принятия решения об установке памятника были исключены все органы местного представительства, граждане были лишены возможности участвовать в принятии решения.
#Почему Российское военно-историческое общество за
Инициатор установки памятника — Российское военно-историческое общество (РВИО), возглавляемое министром культуры Владимиром Мединским. Памятник строится на пожертвования. Владислав Кононов, пресс-секретарь Российского военно-исторического общества, считает, что информационный шум вокруг памятника — искусственный:«Жители Гагаринского района, собирающие подписи против памятника, сравнивают памятник князю Владимиру со зданием МГУ и говорят о том, что там не решились строить, потому что почва неустойчивая, оставляя за скобками разницу в весе здания и памятника в сотни тысяч раз. Хочу отметить, что Российское военно-историческое общество отвечает за скульптурное и архитектурное решение памятника, мы собираем пожертвования, а установкой мы занимаемся вместе с правительством Москвы.
Что касается места установки, вариантов, начиная с 1992-го, когда появилась идея поставить памятник Святому князю Владимиру, было много. Воробьевы горы были предложены общественностью. РВИО поддержало эту идею по ряду причин: во-первых, это достаточно интересное с градостроительной точки зрения место — знаменитая ось «здание МГУ — памятник — Лужники — храм Христа Спасителя». Во-вторых, памятник на этом месте будет работать не только на тех людей, которые будут стоять у его подножия, но и на весь город. В-третьих, была критика по поводу того, что почва опасная, но уполномоченными организациями были проведены необходимые анализы и замеры, и это место — бровка смотровой площадки — по их данным, является самым безопасным.
Кстати, если судить по сбору народных пожертвований (РВИО всегда устанавливает памятник за счет пожертвований), людей, которые жертвуют свои деньги, пусть небольшие, всегда гораздо больше, чем тех, кто подписывает петиции против памятника. Если авторы петиции считают, что установка незаконна, то ответ на этотвопрос могут дать только соответствующие надзорные органы и прокуратура.
Насколько я знаю, жители Гагаринского района против не только памятника, но и фуникулера, и тут, знаете, вспоминается старый хороший советский мультфильм «Баба-яга против». Для строительства зданий это место, возможно, и опасно, но не для памятника».
#Почему против геологи
Чтобы разобраться, насколько действительно опасна установка памятника на бровке «смотровой», мы позвонили директору Института геоэкологии РАН им. Е.М. Сергеева, академику Виктору Осипову и спросили его, как относятся геологи к этому вопросу. «Сама идея строительства памятника равноапостольному великому князю Владимиру — крестителю Руси не вызывает никаких сомнений и мною полностью поддерживается. Вопрос вызывает только место его возведения. Выбранная для этого смотровая площадка Воробьевых гор непригодна для такого строительства, т.к. она расположена на оползневом склоне, захватывающем смотровую площадку и весь склон вплоть до русла реки Москвы. Развитие оползня идет здесь с доисторических времен. Об этом свидетельствует ступенчатый характер склона с нарушенным залеганием горных пород, хорошо видимым на геологическом разрезе. Развитие оползня интенсифицируется при любой дополнительной пригрузке самого склона или смотровой площадки. Последняя активизация его произошла в 2014 году во время подготовки к проведению тура по сноуборду, когда на склон было завезено 10 тысяч кубов снега для устройства трассы».
Памятник Владимиру — далеко не первая попытка что-то установить на этом месте: здание Московского университета, храм Христа Спасителя, памятник рабочему и колхознице, но все предыдущие идеи отклонены были после рассмотрения геологических условий, говорит Виктор Иванович.
«Печальный опыт строительства на подобном оползне на Воробьевых горах уже имеется: во время возведения метромоста через реку Москва была построена эскалаторная галерея для подъема пассажиров на Воробьевы горы. Через несколько лет после окончания строительства она была разрушена в результате оползневых подвижек склона, после чего от ее дальнейшего использовании отказались». Опасность установки памятника не только в том, что может оползти склон и памятник вместе с ним, но и в том, что строительство монумента может нарушить устойчивость соседнего склона, на котором расположена историческая церковь Живоначальной Троицы, и привести к ее разрушению.
На вопрос о том, не являются ли предусмотренные меры по укреплению склона достаточными, Виктор Иванович говорит, что «осуществление инженерной защиты смотровой площадки является достаточно сложным и дорогостоящим мероприятием, не гарантирующим получение положительного результата».
#Мнение муниципального депутата
За разъяснениями мы обратились к местному депутату. Марина Ивлиева, муниципальный депутат района Раменки, против установки памятника на этом месте. Кроме того, она говорит, что имеются некоторые странности с его финансированием: «Есть распоряжение правительства Российской Федерации о подготовке праздничных мероприятий памяти святого Владимира. Про памятник Владимиру там написано так: проведение конкурса возложено на Министерство культуры, указаны суммы финансирования из федерального бюджета, а памятник ставят совместно РВИО и правительство Москвы. В распоряжении нет указаний на сумму и источники финансирования установки памятника. Правительство города, если на него возложены такие обязанности, должно было внести планируемые расходы в бюджет города. Этого сделано не было. Сейчас на «смотровой» начаты изыскательские работы — бурение, вывесили информационный щит, на щите ссылаются на госконтракт. В тендерной документации есть ссылка на адресно-инвестиционную программу города, в которой перечисляются те объекты, в которые Москва имеет право делать инвестиции. Мы посмотрели — там есть геологоразведочные работы на склоне Воробьевых гор для целей укрепления склона, сохранения заказника, но ни памятника, ни канатной дороги, ни лыжного трамплина в АИП нет. Начальная цена контракта была почти 52 млн, был объявлен тендер на сайте госзакупок. Потом произошло очень сильное снижение цены до 32 млн. Между тем в адресной программе предусмотрены совсем другие лимиты бюджетных ассигнований — всего лишь 15 млн на изыскания в 2015 году». Марина Федоровна говорит, что ее расстраивают не только опасность размещения памятника на склоне и странности финансирования, но и то, что никак не принимается во внимание позиция жителей района и сотрудников МГУ. Официальная позиция вуза нигде не выражена, но рядовые научные сотрудники и преподаватели выступают за изменение места размещения памятника. «Среди тех, кто против такого огромного и помпезного памятника, есть и религиозные люди. Они предлагают изменить проект и размеры памятника либо перенести его в более подходящее место. Жалко такое прекрасное место, представляющее собой единое целое с высоткой МГУ, жалко склон. Мы столько потратили сил на то, чтобы департамент культуры там ничего не делал, и все наши усилия по сохранению этого уникального места оказались впустую».
#Можно что-то изменить?
**Елена Русакова, муниципальный депутат Гагаринского района,** говорит, что еще есть возможность повлиять на решение об установке памятника. «На Смотровой площадке спешно начато пробное бурение «для определения возможности установки памятника». Прошел слух, что это уже начало строительных работ, но на самом деле это взятие проб грунта, которое всегда проводится перед началом проектирования. И если не дать сфальсифицировать результаты проб, это бурение станет действенным средством отмены проекта.
До начала работ еще достаточно времени, чтобы большое число горожан успело донести свое мнение до нашего рассеянного руководства, которое не читает ни законов, ни экспертных заключений».
Елена Леонидовна говорит о том, что горожане не сидят сложа руки: «Многие заметили, что финансирование бурения и проектирования памятника тоже идет с нарушением закона и есть все признаки нецелевого расходования средств, предназначенных для других объектов, и пишут жалобы в контрольные органы. Кроме того, специалисты — геологи, архитекторы, экологи — собираются сказать свое слово в этой истории, и представители этих и других профессиональных сообществ выходят на связь с инициативными группами местных жителей, изъявляя желание выразить свою точку зрения».
#Мнение Мосгордумы
Ответственность за выбор места установки памятника лежит на депутатах Московской городской думы. Мы обратились к Евгению Герасимову, депутату Мосгордумы, председателю комиссии по культуре и массовым коммуникациям, с вопросом о том, почему из всего многообразия вариантов были все же выбраны Воробьевы горы. «Я не знаю, кто их предложил, но, по моему мнению, это одна из самых знаковых точек в городе Москве, и памятник крестителю Руси будет выглядеть красиво, знаково для всех тех, кто живет в Москве, и для тех, кто приедет». На вопрос о том, не пугает ли Мосгордуму предсказанная геологами перспектива оползания склона, Евгений Владимирович говорит, что геологи делали последнее исследование этого склона в 2004 году. «Прошло больше десяти лет. Сегодня современные технологии позволяют значительно больше, чем тогда. В 2004-м делали исследование в связи с тем, что хотели поставить колесо обозрения в этом месте, но эта конструкция во много раз тяжелее и массивнее, чем памятник. Сегодня все специалисты и из Мосархитектуры, и из департамента культурного наследия, и все, кто должен дать оценку, одобрили установку памятника. Мы ориентируемся на специалистов, которые отвечают за то место, которое они предлагают. Где были эти геологи тогда, когда академики РАН портили всю набережную, Воробьевы горы, строили себе особняки, почему они разрешили построить кучу особняков?»
Комментарий Марины Ивлиевой по поводу особняков на Воробьевых горах: «Действительно, в так называемом верхнем парке Воробьевых гор находятся постройки Института физических проблем, здесь же находится музей-квартира П.Л. Капицы, долгие годы возглавлявшего это учреждение. Помимо строений Российской академии наук в этой же части находятся особняки партийной номенклатуры, где проживали среди прочих А.Н. Косыгин и М.С. Горбачев, но все эти постройки относятся к временам далеким, когда за любое слово против власти можно было угодить на Колыму. А вот слева от предполагаемого места размещения памятника, за храмом Живоначальной Троицы, там, где ранее находились правительственные дома приемов и особняки, в том числе Н.С. Хрущева, действительно идет масштабная стройка, о которой не знает народный избранник. Под видом реконструкции, без публичных слушаний и разрешений на строительство построены новые малоэтажные особняки, к которым РАН не имеет никакого отношения. Это вотчина Федеральной службы охраны, закрытая территория. Лишь недавно на заборе появился информационный щит, хотя стройка идет уже больше года».
Если все же на решение об установке памятника повлиять не удастся, то я, наверное. буду ездить смотреть салюты и кататься на велосипеде в другое место.
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»