Что связывает министра по делам «Открытого правительства», РОСНАНО и Пентагон
Инжиниринговая группа «Е4», которую создал нынешний министр по связям с «Открытым правительством» Михаил Абызов, находится в непростом финансовом положении. При этом сведения из открытых источников позволяют утверждать, что деньги у структур, связанных с «Е4», есть. Но кредиторов это успокаивать не должно, и вот почему.
Как известно, «Е4» находится в управлении у другой компании, формально ранее принадлежавшей Абызову, — ООО «РУ-КОМ». В 2011 году «РУ-КОМ» учредило ООО «Брайт Капитал» («РУ-КОМ» принадлежало 99,9% капитала, 0,1% — Андрею Валентиновичу Сергееву), которое, в свою очередь, становится основной компанией венчурного фонда Bright Capital. Управляющими партнерами Bright Capital выступают Борис Рябов и Михаил Михайлович Чучкевич (почему некоторые персоны названы по имени и отчеству, вам скоро станет ясно).
О Рябове известно немного. До перехода в Bright Capital в 2008—2011 годах работал заместителем Абызова в холдинге «РУ-КОМ», где отвечал за разработку стратегии и развитие, а в 2003—2007 годах трудился директором по стратегическому развитию и технологиям компании «Аптечная сеть 36,6».
Чучкевич — фигура не в пример колоритнее. В середине 2000-х в должности директора Центра корпоративного развития атомной отрасли ЦНИИ «Атоминформ» (сейчас входит в ГК «Росатом») он отвечал за привлечение инвестиций, в 2008 году перешел в ГК «РОСНАНО» старшим советником Анатолия Чубайса. В РОСНАНО, скорее всего, и состоялось знакомство Чучкевича с Абызовым, многолетним заместителем Чубайса в РАО «ЕЭС России».
Считается, что именно Чучкевич, занявший в 2013 году пятое место в рейтинге венчурных инвесторов по версии «РБК», сыграл ключевую роль в создании Bright Capital.
В обход Чубайса
В 2010 году глава РОСНАНО поручил Чучкевичу наладить партнерство с крупнейшими западными фондами, инвестирующими в высокотехнологичные компании: Sequoia Capital, Kleiner Perkins, NEA, Mohr Davidow (Sequoia Capital был одним из первых инвесторов Apple, а Kleiner Perkins по всем своим проектам в 1980—2002 годах получал в среднем 44% в год). Чучкевич сумел выйти на руководство Sequoia Capital и Kleiner Perkins и даже организовал совместный обед Чубайса с их представителями. Во время обеда Чучкевич вместе с шефом в течение двух часов убеждали партнера Sequoia Capital Дага Леоне дозволить РОСНАНО инвестировать $15 млн в компанию Alion, разработчика тонкостенных солнечных батарей.
Леоне согласился, но в 2011 году по непонятным причинам инвестиции в Alion осуществила не РОСНАНО, а одна из структур Абызова. Говорят, что именно после этого госкорпорация с «перебежчиком» рассталась.
Спустя полгода учрежденный к тому времени Абызовым, Рябовым и Чучкевичем Bright Capital совместно с Sequoia Capital, Kleiner Perkins, Caufield & Byers, TPG вложил уже $200 млн в 14 проектов в Кремниевой долине и еще в три венчурных фонда. Компаньоны рассчитывают, что к моменту закрытия фонда в 2016 году стоимость активов вырастет до $1 млрд.
Чуть позже, 4 февраля 2013 года, в регистре американского штата Калифорния появилась компания Bright Capital US Inc., а ее руководителем и агентом стал Нети Кришна, до этого трудившийся в венчурном фонде Redpoint Ventures Fund. Кстати, офис американской «дочки» Bright Capital располагается рядом с офисами Российской венчурной компании, «Сколково» и РОСНАНО.
Офшорная болезнь реципиентов
В 2012 году Bright Capital организовал еще четыре венчурных фонда с предполагаемым объемом вложений в $900 млн: Bright Capital II (объем $300 млн, из которых $100 млн — инвестиции семейного траста Абызова), Bright Capital Energy ($400 млн), Bright Capital Digital ($150 млн) и Bright Capital Seed Fund ($50 млн).
Bright Capital и его структуры, наверное, гордятся проектами в России. Но вот незадача: изначально российские юридические лица в процессе совместной деятельности почему-то меняли российскую «прописку» на офшорную.
Так, ООО «Доктор на работе» (совокупный объем инвестиций Bright Capital и Aurora Venture Capital — $3 млн, а первый транш в размере $1 млн поступил в июне 2012 года), учрежденное двумя российскими гражданами, с 27 июля 2012 года стало принадлежать компании Zumnino Trading Limited, зарегистрированной в кипрском Лимассоле.
Другой пример: ООО «Фотошкола онлайн» (объем инвестиций $3,5 млн, перечисленных в сентябре 2012 года), учрежденное ООО «Группа Цифровой Октябрь» и тремя физлицами, с 25 декабря 2012 года стала принадлежать O.E.ONLINE EDUTAINMENT LTD, зарегистрированной в кипрской Никосии.
Союз с Пентагоном
Но смена «прописки» российских компаний в процессе взаимодействия с Bright Capital и его «дочек» интересна не сама по себе. Куда любопытнее, что львиная доля венчурных инвестиций Bright Capital реализуется не в России, а в США.
Про 14 проектов в Кремниевой долине уже сказано. Несмотря на неоднократные заявления руководства Bright Capital об отсутствии каких-либо контактов с РОСНАНО, в 2012 году фонд совместно с госкорпорацией и другими инвесторами профинансировал лидера американского рынка в сфере Wi-Fi сетей домашнего использования — компанию Quantenna Communications Inc. При этом в общем объеме финансирования в $79 млн доля РОСНАНО составила до $40 млн. По всей вероятности, Абызов и Чубайс, забыв «казус Чучкевича», нашли общий язык.
Внимание: в портфолио Bright Capital Seed Fund входит инвестиция в размере $1,5 млн в американскую компанию ENER-G-ROTORS (штаб-квартира в г. Роттердам, штат Нью-Йорк, США), осуществленная в сентябре 2012 года, когда Абызов уже был министром. По информации американской компании, в 2011 году она получила грант министерства обороны США в сумме $746 тыс. на сооружение энергоустановки нового типа. И не где-нибудь, а в сердце Пентагона — Военной академии в Вест-Пойнте.
Нужно ли добавлять, что многочисленных желающих проинвестировать подобную компанию просвечивают насквозь, и если уж спецслужбы США дали добро Bright Capital Seed Fund, то они проверяли ее возможную связь, как говорят, с российским министром Абызовым? И если так, то почему их ничего так и не смутило?
Чудодейственная энергия Солнца
Есть в России группа компаний «Энергия Солнца», занимающаяся проектами по развитию возобновляемой энергетики. Две компании группы — ООО «МРЦ Энергохолдинг» и ООО «Комплекс Индустрия» — обладатели крупнейшего в стране портфеля энергопроектов на 435 МВт солнечных электростанций (СЭС) и 105 МВт ветровых электростанций. Второй и третий «призеры» двух конкурсов инвестпроектов — ООО «Авелар Солар Технолоджи» и ООО «Солар Системс» — вдвоем имеют меньший объем проектов (429 МВт).
Управляющая компания в обоих ООО одна и та же — «Солар Менеджмент» и принадлежит она компании CRESENCIANA CJMMERCIAL LIMITED, снова из кипрского Лимассола. Возглавляет «Солар Менеджмент» выпускник Мэрилендского университета (США) Павел Шевченко.
С «Энергией Солнца» активно сотрудничает одна из дочерних структур ООО «Брайт Капитал» — ООО «Брайт Капитал Менеджмент». «Ну и что, — спросите вы, — мало ли с кем «Брайт Капитал Менеджмент» сотрудничает?» Действительно, но только одним из двух учредителей «МРЦ Энергохолдинг» с долей в 97,75% выступает Михаил Михайлович Чучкевич, а одним из двух учредителей «Комплекс Индустрии» — Андрей Валентинович Сергеев. (Это к вопросу об отчествах — чтобы не перепутать.)
Получается, что «Энергия Солнца» аффилирована с «РУ-КОМ», а как перегнать деньги с корпоративного офшорного счета на офшорный частный, нынче ни для кого секретом не является. И еще. Bright Capital и «Солар Менеджмент» должны вложить в строительство шести СЭС только в Астраханской области 10 млрд рублей.
К чему все эти сведения? А к тому, что у инжиниринговой компании «Е4», управляемой все тем же «РУ-КОМ», еще недавно — основного актива Абызова, ныне через кипрский офшор Eforg Asset Management переоформленного на супругу, — только долгов, по которым поданы судебные иски, набежало на 8,4 млрд рублей. Это не считая других требований кредиторов и не выплаченных зарплат работникам. Где деньги? Теперь известно где — в Америке и солнечных батареях.
...На недавнем Гайдаровском форуме Абызов очертил роль инноваций в кризис так: «Инновации не помогут нам выйти из кризиса. Основная задача — предпринять те шаги и те решения, которые за счет реализации инноваций не позволят нам войти в следующий кризис». Тезис, по сути, правильный. Непонятным остается одно: кого, говоря «нам», подразумевал Абызов?
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»