Сюжеты · Культура

Левиафан не орел

Главный приз кинопремии, патронируемой Никитой Михалковым, досталась «Солнечному удару» Никиты Михалкова

Лариса Малюкова , обозреватель «Новой»
Фото: «Новая газета»
Главный приз кинопремии, патронируемой Никитой Михалковым, досталась «Солнечному удару» Никиты Михалкова
Кинопремия «Золотой орел» вручена в 13-й раз. «Может, кому-то повезет сегодня поймать Жар-птицу, а кому-то, может, даже «Золотого орла»! — весело шутил ведущий Юрий Стоянов.
Собственно говоря, интрига и непредсказуемость «везения» отчасти существовали (во всяком случае, для публики).
Абсолютно очевидным было одно: облаченная в государственную тогу награда не станет главной птицей счастья для «Левиафана». Обвиненный в очернении и унижении России, а также угождении «пропагандистской машине Запада», фильм не мог быть назван лучшим. Так что Звягинцева утешили уместным и приятным призом за **режиссуру и монтаж** . Все же каннский и оскаровский избранник. Предсказуемо награждены Елена Лядова ( **лучшая женская роль** ) и Роман Мадянов ( **лучшая роль второго плана** ). Полностью предсказуема награда для хорошего **актера** Александра Збруева («Кино про Алексеева»).
Но дальше я по наивности ждала хоть какой-то если не объективности (ее не просто сыскать на всевозможных премиях), то хотя бы ее видимости. Но нет, «жар-птица», патронируемая Никитой Сергеевичем Михалковым, досталась «Солнечному удару» Никиты Сергеевича Михалкова ( **«За лучший фильм»** ). И он, по-хозяйски сидящий в первом ряду, смущенно принял награду и растроганно благодарил коллег за доверие: «Картина прошла в прокате, ее показали по телевизору, и через три месяца люди попросили — и она снова идет в Москве в кино. Это самое великое счастье. Я желаю всем коллегам, чтобы сбылось то, о чем написала одна женщина: «Настоящее искусство — это то, что можно прочитать, просмотреть и захотеть это сделать еще один раз».
Ну кто ж деньги считает, когда речь идет о «настоящем искусстве»?
Неожиданно уместными оказались слова вручанта Карена Шахназарова: «Жизнь — это цирк, ребята. Не знаю, как жизнь, но кино точно порой бывает похоже на цирк».

Никита Михалков на съемках «Солнечного удара». Kinopoisk
А я вспомнила, как перед «орлиной» церемонией, на которой должны были чествовать фильм «12», заранее (!) были сделаны еще 12 золоченых статуэток, дабы вознаградить всех актеров легендарного михалковского фильма. «Солнечный удар» также отметили в номинациях **«За лучшую музыку»** (Эдуард Артемьев), **«Лучший художник по костюмам»** (Сергей Стручев), **«Лучший оператор»** (Владислав Опельянц), **«Художник-постановщик»** (Валентин Гидулянов).
Непозволительно было бы забыть еще двух статусных кинематографистов. Андрона Кончаловского и Станислава Говорухина. Честно говоря, я предполагала, что Говорухина за его провальный Weekend порадуют наградой в категории «Лучший сценарий» (хотя история снята по мотивам триллера Луи Маля «Лифт на эшафот»), а Кончаловскому за «Белые ночи почтальона Тряпицына» дадут главную награду (в Венеции он получил приз за режиссуру). Но академики решили отметить Говорухина «Золотым орлом» **«За выдающийся вклад в развитие российского кинематографа»** . Значит, Кончаловскому остался приз « **За сценарий»** (написанный вместе с Еленой Киселевой). Хотя сильная сторона «…Тряпицына» — в ощущении жизни, собранной на монтажном столе на живую нитку.
Вообще, у экспертов сложилось мнение, что результаты оказались следствием вдумчивого распределения наград.
Не забыл «…орел» и о Крыме. Награду фильму «Отель «Гранд Будапешт» Уэса Андерсона в категории « **Лучшая зарубежная картина в российском прокате»** вручать вышла министр культуры республики Крым Арина Новосельская, которая благодарила Михалкова «за такое неравнодушное отношение к Крыму и крымской культуре» и зазывала кинематографистов снимать: «Надеюсь, что после того, как Ялтинская киностудия вернулась в состав России, Крым станет средоточием эпохальных кинособытий. Друзья, приезжайте в Крым!»
Из очевидного. **«Лучший сериал года»** — «Оттепель». Тут даже видимости конкуренции не было. Ну и **актеры** «Оттепели», разумеется: Виктория Исакова и Евгений Цыганов. А вот с **анимацией** у «…орла» вышло полное недоразумение. Премия, претендующая отмечать не только коммерческое кино (иначе зачем же давать награду «Солнечному удару»), полностью проигнорировала все лучшие художественные анимационные картины года: «Брут», «Мы не можем жить без космоса», «Мой личный Лось», «Мужчина встречает женщину», «Смелая мама», «Почему банан огрызается». Почему эксперты и академики оказались слепы? В итоге из непрезентабельной тройки номинантов выбрали очередную серию из длинного блокбастера студии «Мельница» «Иван Царевич и Серый Волк-2». Режиссер Владимир Торопчин не скрывал собственного изумления.
…Вот и я тоже.