Сюжеты · Политика

Прокуроры не возбуждают

Президент Владимир Путин подписал закон, возвращающий прокуратуре полномочия по общему надзору за деятельностью Следственного комитета

Вера Челищева , репортер, глава отдела судебной информации
Президент Владимир Путин подписал закон, возвращающий прокуратуре полномочия по общему надзору за деятельностью Следственного комитета
Госдума начала работу над президентским законопроектом еще осенью. А годом ранее генпрокурор Юрий Чайка публично сетовал, что его ведомству не хватает полномочий по контролю за СКР. Он отмечал, что Генпрокуратура не может вмешаться и прекратить дело: даже если доказательства говорят о невиновности обвиняемого, прокурор может только вернуть дело на доследование.
Причиной подобных заявлений руководства прокуратуры стало так называемое игорное дело, когда СКР пытался привлечь к ответственности подмосковных прокуроров за крышевание игорного бизнеса. Генпрокуратура отказывалась утверждать уголовные дела на своих подчиненных. История с подмосковными прокурорами распалила конфликт между ведомствами Александра Бастрыкина и Юрия Чайки, отношения между которыми были и без того напряженными, после того как в 2011 году СК сделался самостоятельным органом.
И вот теперь прокуратуре возвращены функции по надзору за СКР. Впрочем, скорее всего, с принятием закона вряд ли что-то изменится, считают эксперты. А бывший следователь по особо важным делам Следственного комитета, в настоящее время адвокат Андрей ГРИВЦОВ, видит в законе и некоторые плюсы для рядовых сотрудников СКР:
— Я не усматриваю в результате подписанного президентом закона ни серьезного ущемления интересов СКР, ни существенного расширения полномочий прокуратуры. Закон просто исправляет имевшийся в законодательстве пробел. Что такое общий надзор? Это надзор за исполнением законов различными органами государственной власти, проверка соответствия законам издаваемых данными органами правовых актов, а также надзор за соблюдением прав и свобод человека этими же органами.
До принятия этого закона существовало положение, согласно которому СК, в отличие от большинства других органов государственной власти, был по непонятным для меня причинам выведен из-под общего надзора прокуроров. В настоящее время это положение исправлено. С точки зрения рядовых сотрудников СК я бы данный закон даже приветствовал, поскольку отныне органы прокуратуры будут надзирать за соблюдением их прав.
Прокуроры, очевидно, хотели бы получить возможность возбуждать и прекращать уголовные дела, а Следственный комитет не хочет делиться такими полномочиями. Но в этой части какие-либо изменения в законодательство не вносились, и, как мне кажется, в ближайшее время вноситься не будут.