Расследования · Политика

Угроза пустить пулю в лоб не является чем-то незаконным?

11 декабря специальный корреспондент «Новой газеты» Елена Милашина обратилась в Следственный комитет России с заявлением о преступлении.
Поводом для заявления послужили:
**1)** Запись, размещенная 5 декабря 2014 года в Istagram-аккаунте, вероятно принадлежащем главе Чеченской Республики Рамзану Кадырову: «…Если боевик в Чечне совершит убийство сотрудника полиции или иного человека, семья боевика будет немедленно выдворена за пределы Чечни без права возвращения, а дом снесен вместе с фундаментом...»
**2)** Пожары в восьми жилых частных домах, произошедшие в период с 6 декабря по 9 декабря 2014 года в пяти населенных пунктах Чеченской Республики: г. Гудермес, с. Янди, с. Энгельюрт, с. Алпатово, с. Катыр-Юрт. Эти дома принадлежали гражданам, чьи родственники предположительно являются участниками незаконных вооруженных формирований и, возможно, принимали участие в нападении на Грозный в ночь с 3 на 4 декабря 2014 года.
**3)** Аудиозапись выступления неустановленного лица, возможно, являющаяся частью новостного сюжета, показанного по одному из телевизионных каналов Чеченской Республики в период с 4 декабря по 7 декабря 2014 года.
Неустановленное лицо, чей голос имеет явное сходство с голосом главы Чеченской Республики, говорит:
_«… В наших мечетях есть те, кто похожи <на ваххабитов>, а я говорю: …если есть хоть один из этих тысяч признаков, его нужно убить. …Пусть меня посадят. Пусть на меня уголовное дело возбудят. Я сказал. Я, скажите, дал приказ. Если спросят: почему убил? Скажите: Рамзан cказал и убил. Я, кто придет с уголовным делом, застрелю его. Застрелю прям в лоб.… Грязные твари, себя они еще раз показали. Говорю всем, кто живет у нас: ответ будет спрошен не только с детей, но и с родных. …Дом сожжем, их сожжем, и в этой республике не оставим. …«Я не могу ответить за своего ребенка». Сможешь, если ты мужчина. Выстрели из ружья. И все закончится. Не создавай проблему для других. Только тогда остановятся… Запаха <их> не должно быть. Запаха их дома не должно быть… Тогда каждый будет соблюдать… …Я говорю: кровная месть будет к каждому, нет никаких сомнений, ничего не спрашивая, убили они <кого-то>, убейте в ответ, брата убейте, отца убейте… Как дешево оценивают чеченцев сегодня. До сих пор же не смели так легко убивать, зная, что его убьют в ответ, что будет кровная месть. Даже в тюрьме отправляли кровную месть…»_
**4)** Видеозапись, размещенная на ресурсе YouTube.com, на которой лицо, имеющее сходство с первым заместителем министра МВД по ЧР Апти Алаудиновым, заявляет:
«…Клянусь Аллахом и Кораном, по прошествии месяца, если они связаны с ваххабитами, я лично возьму это на себя, я сказал начальнику РОВД, надо сажать — сажай, если есть возможность подбросить что-нибудь, подбрасывай, делай что, хочешь, убивай, кого хочешь, Правитель сказал это…»
По мнению заявителя, в этих высказываниях содержатся признаки преступления, которые могут быть квалифицированы как превышение должностных полномочий лицами, занимающими государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации (ч. 2 ст. 286 УК РФ), а также как подстрекательство к совершению:
— убийства (ст. 105 УК РФ);
— умышленного уничтожения или повреждения имущества путем поджога (ч. 3 ст. 167 УК РФ);
— фальсификации доказательств и результатов оперативно-разыскной деятельности (ст. 303 УК РФ).
Особое внимание заявитель обратила на высказывание неустановленного лица: **«Я, кто придет с уголовным делом, застрелю его. Застрелю прям в лоб…»**
Елена Милашина посчитала, что это высказывание может быть истолковано как прямая угроза сотрудникам Следственного комитета России, поскольку только они, в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеют право возбуждать уголовные дела по вышеперечисленным статьям УК РФ.
11 декабря дежурный следователь центрального аппарата СКР Денис Кобелев отказался принять и зарегистрировать в соответствии со ст. 141 УПК РФ как письменное, так и устное сообщение о преступлении.
Однако Елене Милашиной был предоставлен письменный ответ руководителя отдела управления Главного следственного управления СКР А.А. Стрижова. В ответе сказано:
**В связи с такой реакцией на факты, изложенные в заявлении о преступлении, мы считаем нужным уточнить у главы Следственного комитета Бастрыкина, правильно ли мы понимаем позицию его ведомства.**
Уважаемый Александр Иванович!
**Первое.**
Елена Милашина НЕ обращалась в СКР с «обращением о возбуждении уголовного дела в отношении Главы Чеченской Республики Кадырова Р.А. и первого заместителя Министра внутренних дел Чеченской Республики Алаутдинова А.А.». Такое обращение не предусмотрено законом, о чем нашему корреспонденту, безусловно, известно. Елена Милашина обращалась с заявлением о признаках преступления, содержащихся в вышеприведенных публично сделанных высказываниях.
Следует ли нам понимать из ответа А.А. Стрижова, что у Следственного комитета не вызывает сомнений тот факт, что данные высказывания действительно принадлежат Р.А. Кадырову и А.А. Алаутдинову?
**Второе.**
Правильно ли мы поняли из ответа А.А. Стрижова, что
СКР действительно не усматривает признаков преступления в призывах к выселению с территории субъекта Российской Федерации и уничтожению имущества граждан, «вина» которых в том, что они — чьи-то родственники; в поджогах домов; в призывах к убийству людей по внешним признакам сходства с так называемыми «ваххабитами»; в публично высказанных незаконных приказах фальсифицировать уголовные дела; в побуждении к кровной мести?
**И, наконец, третье.**
Правильно ли мы поняли руководителя отдела управления Главного следственного управления Следственного комитета России А.А. Стрижова, что угроза пустить пулю в лоб сотруднику Следственного комитета России не является чем-то незаконным?
**P.S.** _Ответ А.А. Стрижова специальному корреспонденту «Новой газеты» выдали с пожеланием: «Вы можете его обжаловать в установленном законом порядке». Интересы заявителя Елены Милашиной будет представлять в суде адвокат правозащитной организации «АГОРА» Ильнур Шарапов._