Олег Буклемишев , директор Центра исследования экономической политики МГУ
Почему либерализация экономики может состояться вопреки Путину
Рассорившись с Западом, Россия повернулась лицом к Востоку. Подтверждением тому служит всесильная магия восточного календаря. Почему-то раз в 12 лет, в год Лошади, у властей откуда ни возьмись возникает неудержимая тяга к экономической либерализации и содействию предпринимательству. Заявления о важности сотрудничества государства с бизнесом и требования упорядочить контрольную деятельность госорганов из только что оглашенного послания президента В.Путина Федеральному собранию практически дословно повторяют сюжет о дебюрократизации из послания того же автора, но произнесенного в 2002 году. Снова говорится о невероятном обилии надзирателей и контролеров, бессмысленности и контрпродуктивности большинства проверок предпринимательских структур. Снова правительству дается жесткое указание ограничить практику тотального контроля, защитить малый бизнес, обеспечить «надзорные каникулы».
Но если невозможно войти в одну и ту же реку дважды, то тем более нельзя повторно прокатиться на том же политическом лозунге. Слишком многое переменилось в России за истекшие годы.
Двенадцать лет назад мы были страной, которая уверенно поднималась после кризиса 1998 года и начинала формировать программу диверсификации экономики, поддержания ее устойчивого и динамичного роста. Это была страна, которая при нефтяных ценах, не превышавших 25 долларов за баррель, обеспечивала сбалансированный бюджет и рост доходов населения. Это была страна, которая в качестве ответственного и договороспособного партнера пользовалась в мире высоким авторитетом и которую США считали своим важнейшим союзником. Короче говоря, это была страна, смотревшая в будущее с обоснованными надеждами.
Сегодняшняя ситуация кардинально иная. Стагнирующая российская экономика, зависимость которой от сырьевого экспорта заметно выросла, испытывает хроническую утечку капитала и потихоньку вкатывается в бюджетный кризис. В стране безраздельно доминируют лишь формально контролируемые государством компании, живущие своей жизнью. Эффективность госаппарата крайне низка и не позволяет проводить сколько-нибудь осмысленные преобразования. Мы находимся в состоянии конфронтации буквально со всем цивилизованным миром. Будущее страны туманно и не вызывает оптимизма даже у самых ярых сторонников действующей власти.
А еще сегодня Россия — это общество, которое в курсе, что одних добрых намерений и даже хороших законов недостаточно для реализации на практике мер по либерализации экономики. Контролеры и надзиратели быстро нашли способ обходить введенные ограничения длительности и частоты своего появления в компаниях — в частности, не прекращая, а приостанавливая проверки. Научившись на примере своих многочисленных коллег, потерявших бизнес и даже свободу, предприниматели не рискуют ссориться с госорганами и с ходу выполняют все самые завышенные их требования. Положение предпринимателей за прошедшие годы не только не улучшилось, но даже ухудшилось. Однако Путин-2014 ни слова не сказал об итогах либерализации экономики, которую он начинал 12 лет назад.
При всем при этом некоторые шансы у экономической свободы «снизу» сегодня есть, хотя и по причинам никак не связанным с инициативами сверху. Об этом свидетельствует одна важная фраза из послания Путина: «Впереди время сложное…» Действительно, тучные годы неожиданно подошли к концу, наступают годы тощие. После десятилетия легкой жизни на ренту страна должна будет вновь научиться существовать при гораздо более низких ценах на энергоносители. Все идет к тому, что приближающийся кризис окажется намного длительнее и глубже, нежели экономические потрясения 2008-го и даже 1998-го.
Это, с одной стороны, означает, что ресурсы, находящиеся в распоряжении государства, неизбежно и резко сократятся, и столь же быстрыми темпами плодить новых контролеров оно будет не в состоянии. Да и самим контролерам кормиться «от бизнеса» станет намного сложнее, чем ранее, что, возможно, умерит их пыл.
С другой стороны, наступление кризисного периода всегда стимулирует активность и творчество. Лишенные привычных источников доходов, наиболее инициативные и профессиональные люди могут перестать рассчитывать на государственные подачки и обратиться к предпринимательству. Это крайне важно: благодаря предпринимателям смогут перекантоваться в трудные времена не только их работники, но и целые местные сообщества. Власти всех уровней, скорее всего, предпочтут оставить новый бизнес в покое, но вовсе не потому, что так приказано сверху, а опасаясь за социальную стабильность на вверенном участке.
Но это, конечно, будет экономика выживания. Для того чтобы она вновь стала развиваться, необходим образ хорошего будущего, в которое люди смогли бы по-настоящему поверить. Этого в послании как раз и не было.
Впрочем, и у «принуждения к либерализации» никаких гарантий успеха нет. Не случайно в том же самом послании было недвусмысленно заявлено о необходимости приструнить валютных спекулянтов, и соответствующие службы немедленно взяли под козырек, открыв еще один фронт неравной борьбы бизнеса с надзирателями.
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»