Расследования · Политика

Миллионы потерялись при переезде

Процесс по делу о крупном хищении бюджетных средств начался в Северной столице

Нина Петлянова , соб. корр. «Новой газеты», Петербург
Процесс по делу о крупном хищении бюджетных средств начался в Северной столице
Речь идет о бесследном исчезновении почти 650 миллионов из 1 млрд рублей, выделенного Минобороны на переезд петербургского Центрального военно-морского музея (ЦВММ). На скамье подсудимых всего два фигуранта — бывший директор ЦВММ Андрей Лялин и руководитель фирмы-подрядчика ООО «НЕВИСС-Комплекс» Александр Швирикасов. Других обвиняемых не предвидится. Высокопоставленные чиновники Министерства обороны, вплоть до экс-главы ведомства Анатолия Сердюкова, в этом процессе участвуют в качестве свидетелей.
Напомним: с 2010 по 2012 год Минобороны перечислило 986 млн рублей на перевоз музейных экспонатов из старого здания Биржи на Стрелке Васильевского острова в отреставрированные Крюковские казармы на площади Труда. Расстояние между ними — 2 км. Однако вовремя и без серьезных потерь переехать музей не сумел, а деньги ушли все и сразу.
В марте 2013 года, по итогам проверки расходов Счетной палатой, Главное военное следственное управление СК РФ возбудило уголовное дело. В апреле 2013 года были арестованы директор ЦВММ Андрей Лялин (с тех пор содержится под стражей) и генеральный директор ООО «НЕВИСС-Комплекс» Александр Швирикасов (с того же момента — под подпиской о невыезде).
По версии следствия, Лялин с самого начала понимал, что за предусмотренный госконтрактом срок (1 год) перевезти музей нереально. Поэтому якобы и предложил Швирикасову сделку: подрядчик получает от Минобороны 986 млн рублей и 10% из них (98,6 млн руб) отдает Лялину. А тот взамен оформляет документы так, словно ООО «НЕВИСС-Комплекс» выполнило все работы отлично и в срок. На бумаге все получилось. А в жизни — нет.
Со слов Швирикасова (подрядчик полностью признал свою вину и заключил соглашение со следствием): он передал Андрею Лялину в качестве взятки 56 млн руб., а потом у компании начались финансовые проблемы. Но Лялин в положение не вошел, по-прежнему требовал денег. Тогда Швирикасов пожаловался в правоохранительные органы.
Бывший директор ЦВММ уверяет, что получил от Швирикасова куда меньше — 16,5 млн рублей и 15 млн рублей из них якобы тут же передал высокопоставленному чиновнику Минобороны, который их требовал, а 1,5 млн рублей потратил на текущие нужды музея.
Кроме показаний фигурантов, у обвинения нет прямых доказательств передачи взяток. Никто этого не видел, никакими техническими средствами это не зафиксировано. Однако есть косвенные свидетельства: после перечисления Минобороны средств на переезд музея семья Лялиных резко поправила свое благосостояние. С марта по июнь 2011 года Лялины приобрели: автомобиль BMW-X5, две элитные квартиры в престижном районе (общая стоимость — 8,7 млн рублей), земельный участок в пригороде Петербурга площадью 871 кв. м и загородный дом площадью 145,7 кв. м (общая стоимость — 13,7 млн рублей). Всего за три месяца только на недвижимость Лялин и его супруга потратили почти 24 млн рублей.
Между тем эксперты подытожили: своими противоправными действиями обвиняемые нанесли ущерб государству — более 647 млн рублей. Помимо 56 млн рублей, по версии следствия, присвоенных Лялиным, еще 591 млн рублей достался подрядчику. Назначенная следствием комиссионная бухгалтерско-экономическая экспертиза обнаружила: около 600 млн рублей со счетов ООО «НЕВИСС-Комплекс» было перечислено на счета 93 частных фирм, не имеющих отношения к реализации госконтракта. По объяснению Швирикасова, те являлись субподрядчиками. Однако привлекать их без ведома и разрешения МО РФ генподрядчик не мог.
Одним из свидетелей по делу выступает экс-министр обороны Анатолий Сердюков. Его позиция такова: чиновники ведомства были далеки от Петербурга и от музейной специфики, а потому доверяли профессионализму Лялина и только ставили свои подписи на документах.
Если изначально директора музея подозревали в «особо крупном мошенничестве», то сейчас в суде Лялин обвиняется по трем статьям: «злоупотребление должностными полномочиями, повлекшее тяжкие последствия» (ст. 285 ч. 3 УК РФ), «получение взятки должностным лицом в особо крупном размере» (ст. 290 ч. 6 УК РФ) и «служебный подлог» (ст. 292 ч. 2 УК РФ). Прокуратура предусматривает для него наказание до 15 лет лишения свободы. Швирикасову, вступившему в сделку со следствием, вменяют в вину лишь пособничество Лялину — в совершении перечисленных преступлений.