На Новой сцене Большого театра отметили 50-летие первых исторических обменных гастролей ГАБТа и Ла Скала
Два крупнейших театра мира почти ровесники. Большой ведет свою историю с 1776 года, миланский театр Ла Скала — с 1778-го. Однако история их отношений в чем-то напоминает стихотворение «На севере диком стоит одиноко…» — там, где в конце про далекую прекрасную пальму. И вот осенью 1964 года звезды сошлись так, что произошло нечто по тем временам невероятное: театры съездили в гости друг к другу и «поменялись» зрителем — к всеобщему величайшему удовольствию.
Судя по документальным кадрам в начале юбилейного вечера, открытия с обеих сторон были неожиданные. Наша страна была фактически отрезана от мира, и одна из участниц гастролей, Мирелла Френи, потом вспоминала: «Казалось, что Москва — это конец света!» Наши же артисты, приехавшие в Милан, впервые осознали, что есть свет большой, разнообразный, похожий на наш разве что пышностью сценических декораций. С тех пор все изменилось. Потом изменилось еще раз, и еще… Последняя гастроль Ла Скала в Москве состоялась в 2012 году («Дон Жуан» Моцарта) и уже вовсе не была потрясением.
Френи за эти полвека бывала в Москве не однажды; собиралась приехать и теперь: ведь концерт был задуман как совместная акция Академии театра Ла Скала, Академии бельканто М. Френи и Молодежной оперной программы Большого театра с участием нескольких маститых солистов. Однако из-за болезни великая певица прислала лишь приветственную телеграмму.
Гала-концерт из 20 номеров сопровождал оркестр Большого театра, который едва успевал менять ноты на пюпитрах. Музыкальный руководитель Большого Туган Сохиев показал себя на редкость волевым, опытным, артистичным и доброжелательным хозяином сцены.
Солисты — по три номера от каждой Молодежной программы — доказали, что время «чистоты крови» ушло в безвозвратное прошлое. Академию Френи представляли турчанка Айше Шенер, бразилец Фелипе Оливейра и итальянец Маттео Липпи; молодежь Ла Скала — мощная итальянка Кьяра Изоттон, нежная грузинка София Мчедлишвили и исключительного голоса тенор кореец Сеун Мун. Среди наших был молдаванин Андрей Жилиховский; выступила только что перешедшая из «Новой оперы» в Большой осетинка Агунда Кулаева, да и за пультом уверенно стоял земляк Валерия Гергиева.
И все же в первом отделении, начавшемся блестящим исполнением увертюры к «Свадьбе Фигаро», после нескольких итальянцев публику сразил артист нашей «Молодежки» Богдан Волков, так проникновенно, так «лично» исполнивший запетую классику — арию Ленского. При нынешнем дефиците теноров Большой может сделать на него значительную ставку (Богдан прекрасно поет Лыкова в «Царской невесте» — настоящий артист, на которого «ходят»). Как и на 22-летнего Арсения Яковлева, юного красавца, который в дуэте с баритоном Арсением Жилиховским (Рудольф и Марсель из IV акта «Богемы») словно поставил точку в спорах: а не перевелись ли тенора на земле русской?
Более маститые солисты выбирали фрагменты посолиднее: и приглашенная солистка Ирина Чурилова (Новосибирск), мастерски певшая с Олегом Долговым душещипательный дуэт из «Иоланты», и баритон Габриэле Вивиани, и тенор Андреа Каре (поет у нас в «Доне Карлосе»), и другой тенор — Маттео Липпи (только что спевший у нас в «Богеме»). Основную же часть внимания во второй части концерта взяла на себя Мария Гулегина. Мировая звезда, в прошлом году она наконец впервые была приглашена в Большой в новую постановку «Дона Карлоса», горько посетовав тогда: «Не прошло и ста лет…», и вот теперь мы слышим ее довольно часто, а в этот вечер она четырьмя номерами завершала музыкальный юбилей.
Наша Молодежная программа предстала блестяще. За день до этого наших и итальянских артистов принимал итальянский посол Чезаре Мария Рагальини, который поразил всех своими знаниями о работе итальянских музыкантов в России, и всем показалось, что не может же такая история обрушиться в один день.
Правда, тут вспоминается установка нового директора театра — Владимира Урина на постановки исключительно «своими силами». Да, Молодежная программа Большого театра, заработавшая (с отставанием от других крупных театров, где такие академии появились в 70-е годы, а в Ла Скала — даже в 50-х!) в 2009 году, успешно затыкает все зияющие дыры. В штатной труппе Большого 50 человек, из которых две трети поют мало; так что «Молодежка» во главе с создавшим ее педагогом высокого класса Дмитрием Вдовиным работает с отдачей. Из 26 выпускников 7 приняты в труппу и 14 продолжают сотрудничать с театром; два выпускника-пианиста теперь работают в Большом; продолжают обучение 11 вокалистов и 3 пианиста.
Но как дальше удержать этих певцов? Хорошие артисты на месте не сидят: им интересно работать с новыми партнерами, дирижерами, режиссерами, в новой обстановке. Ни о какой рутине речи быть не может, тем более что и у нас много музыкальной публики, жадной до новинок, живущей искусством, и, кажется, сейчас таких людей станет больше — чтобы выжить.
Большой — наша всегдашняя надежда. Так что обмен должен работать; заметим, кстати, что в последнее время все удачные оперные постановки созданы иностранцами: «Сомнамбула» (Пьер Луиджи Пицци), «Дон Карлос» (Эдриан Ноубл), «Так поступают все женщины» (Флорис Виссер).
А пока кулуарные новости такие: в апреле Молодежная программа Большого собирается с концертом к Мирелле Френи, в ее Академию бельканто в Модене.
А 20 марта в Большом театре задуман концерт лучших участников лучших молодежных программ крупнейших театров мира. Даст бог, не съедем снова под определение «край света».
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»