На IX Римском международном кинофестивале состоялась мировая премьера фильма Алексея Федорченко «Ангелы Революции». Режиссеру вручили почетную премию «Марк Аврелий будущего»
На IX Римском международном кинофестивале состоялась мировая премьера фильма Алексея Федорченко «Ангелы Революции». Режиссеру вручили почетную премию «Марк Аврелий будущего»
Федорченко в нашем зацикленном на утлой реальности и квазипатриотичности кинематографе режиссер-уникум. Уральский художник широкой души и размаха, опирающийся в своих «способах киноповествования» на культуру этносов, живущих и живших когда-то на необъятных российских пространствах. Критики любят вставлять его фильмы в рамки жанровых схем. А они, словно каша из гриммовского горшка, норовят выползти. Федорченко не столько имитирует хронику или культурфильм, сколько создает метафизический портрет времени и живущих в нем людей, намагниченных древней энергией территорий («Небесные жены луговых мари»), неотчетливого просвета между жизнью и смертью («Овсянки»).
**«Ангелы Революции»** — монтаж всех вообразимых полярностей. Бурлеска с мифологией, притчи с политикой, философии с сюром, условности, вопиющей театральности с историческим фактом (самый удивительный титр: «Фильм основан на реальных событиях»). Так эксцентрически и вполне органично в фильме срослись две идеи: экранизация «Ангелов и революция» Дениса Осокина и повествование о Казымском восстании народов северного Приобья против советской власти.
Для Федорченко время — эстетическая категория, он не имитирует эпоху, складывает свой монтаж аттракционов из скоморошества, балаганного театра марионеток, фрагментов фильмов, зарубленной за чрезмерный авангардизм кантаты Прокофьева, а также из эпоса, древних обрядов/заговоров и жгучей иронии.
В «Ангелах…» время бурлит, смешивая «слои». Как в страшном сне. Как в головах людей, не успевающих за дьявольским паровозом истории.
Крым, 1908, маленькая Полина Шнайдер, дочь сырозаводчика, поклонница рыцаря Айвенго (поборника Христова воинства), с бутафорского коня палит из пистолета по сахарным ангелам. Спустя десятилетие в честь отважной Полины-Революции красноармейцы назовут свой бронепоезд. В двадцатые Полина помирит Страну Советов с Ираном, завербует в красноармейцы полусотню буддистских монахов. (Полину-Революцию играет Дарья Екамасова, та самая, что запечатлелась в образе замученной русской крестьянки в эпосе «Жила-была одна баба» Андрея Смирнова.)
Федорченко строит фильм, как его верный соавтор Денис Осокин свои книжки — кирпичики микроновелл складываются в общую переливающуюся смыслами и настроениями мозаику.
Вот атеисты-футуристы в Свияжске возводят памятник богоборцу Иуде Искариоту. Моделью памятника оказывается голодный пономарь, а возможность поесть хлеба оборачивается страшным грехом вероотступничества.
Репетиция авангардного спектакля «Наташины расчески». Латышская труппа в костюмах расчесок на сцене. Работа прерывается: латышей пришли арестовывать энкавэдэшники.
Просветительская лекция в казымской тайге о новых храмах страны победившего социализма — крематориях: вместо буржуазного разложения, все чисто-красиво-надежно. Возвращаемся к богатому языческому опыту трупосжигания!
Здесь все спутано: киносъемка, реальность, сны и супрематистские мечты героев. «Вы живы?» — радостно спрашивает охранник вернувшуюся с поля брани Полину-Революцию. «Мы уже давно умерли, — мрачно отвечает она, — теперь пришли за вами».
Новеллы пристраиваются одна к другой, подобно атлетической пирамиде, на вершине которой главная история.
На берегу реки Казым хантыйские и ненецкие туземцы не признают новые традиции. Хотя для них, неблагодарных, строят культбазу — оплот советской культуры на севере. Школу, музей, библиотеку. Но в первых же эпизодах фильма они с ружьями расхватывают своих детей и увозят из школы на оленях.
В истории края это противостояние, окончившееся большой кровью, назвали «Большой самоедской войной».
Герои фильма — комиссар Полина и ее друзья, творцы-максималисты, художники-авангардисты (кинорежиссер, композитор, скульптор, театральный режиссер, архитектор-конструктивист), едут в обскую тайгу утверждать среди хантов и лесных ненцев советскую власть через революционное искусство. Культуру авангарда (геометрию Малевича, эксперименты в мультипликации, духоподъемное кино Дзиги Вертова, конструкции в стиле Татлина, биомеханику Мейерхольда, размышления о будущем революции в духе фэксовского «Нового Вавилона»), мексиканские эксперименты Эйзенштейна, плывущую музыку электромагнитных волн. И сами революционеры временами походят на комедиантов мимов, которые должны вовлечь в свою мистерию массовку из аборигенов.
Но туземцы не хотят в массовку, верят в свои святыни, слушают шаманов, перемен не хотят, хотя на геометрию треугольников/квадратов и засматриваются. А талантливые рыцари революции все больше напоминают крестоносцев, огнем и мечом стирающих с лица земли древние святыни.
Напряженное намагниченное поле фильма — в космическом разрыве между вооруженной мечтой о коммунистическом будущем и непролазными дебрями древнего язычества.
На стойбище отмечают 17-ю годовщину революции: снег украшают алые маки (у Осокина в повести «Ангелы и революция»: «Революция — это маки, исчезнувшие с моих глаз»). Старые ненки сшивают оленьи шкуры под лекцию о законе Архимеда. Скоро и здесь настроят наркоматы — комбинаты чудес. Жизнь украшают разноцветные пряничные пионеры и пионерки, а также ленинский тканевый раскосый портрет. И еще поэма про удмуртов, чувашей и мари, которые «горят как фонари». В апогее мечты — воздушный шар, на нем планируют местных жителей отправить на небо. Сделаем небо нашим домом, а людей, как в «Пятом элементе», расселим на обруче, который бы вращался вокруг земли! Воплотим в жизнь заветы Маринетти, в футуристическом манифесте провозгласившего культ будущего и разрушение прошлого. А вы на волнах терменвокса смогли бы сыграть танец умирающего лебедя, как Полина?
Это настоящее вторжение «инопланетян», присланных с огненной планеты «Революция», желающих отсталым аборигенам исключительно добра и просвещения. Но в тисках между цивилизациями оказались и посланники агитпропа, и обские угры вместе с их шаманами.
Кровавая развязка в кино разыгрывается марионетками. Кукольные комиссары и ненцы бьются на кулачках. Олени увезут тела и падших ангелов, и не принявших их туземцев.
«Ангелы…» не постмодернистский эксперимент, жонглирующий готовыми формами, скорее, поэтический. Как и в «Первых на Луне», пространство истории осваивается чувственной памятью и необузданным воображением (основанном, впрочем, на отличном знании архивного материала и истории).
Проза Осокина диктует не сюжетные перипетии, но конфликт в самом способе существования: от растворенности в обрядах, ритуалах, природе до показательной театральности новых ритуалов кумачового мифопоэтического мира.
Здесь есть фирменное осокинское «исступленное отчуждение» и обманное простодушие. Вспомнится и насмешливая скоморошья лубочность Овчарова, и финальный разворот в фантастический эпос финала «…Бабы» Смирнова, и каскадность фильмов ФЭКсов, и печаль молчаливого художника Федора (Олега Ефремова), расписывающего яблоки в саду («Гори, гори, моя звезда»).
На скромнейшем бюджете Алексей Федорченко, Денис Осокин и оператор Шандор Бекеши сочинили поэму «Сны о революции». Да, все это немного веревочный театр, как в книжке Осокина, и персонажи отчасти веревочные, их хочется рассмотреть поближе, как кукольных большевиков за окошком. Но в этой кинотеатральной поэме ангелы и демоны, герои и чудовища, труженики и жертвы агитпропа обмениваются масками. А более всех жалко старушку на ходунках из финала, распевающую «песню тревожной молодости». Пока я ходить умею… была бы страна родная… Оказывается, это первая девочка, родившаяся в Казымской культбазе.
Художественный руководитель Римского фестиваля Марко Мюллер отметил, что картины Федорченко исследуют новые способы киноповествования, прокладывая пути кинематографа в будущее. Будем надеяться, что высокое признание картины уважаемым европейским кинофорумом поможет продвижению картины и в России.
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»