Прокурор города Владимира просит признать экстремистским видеоролик, посвященный попыткам судебных приставов изъять у верующих Российской православной автономной церкви (РПАЦ) в Суздале мощи святых
Прокурор города Владимира просит признать экстремистским видеоролик, посвященный попыткам судебных приставов изъять у верующих Российской православной автономной церкви (РПАЦ) в Суздале мощи святых
Представление (заявление) «О признании видеоролика «Приставное благочестие» экстремистским материалом» направил в Октябрьский районный суд города Владимира и.о. прокурора города С.Н. Володин. Суд уже провел предварительное заседание, на которое не пригласили обвиняемую сторону, а на 24 октября назначено начало собственно судебного процесса.
Ролик, который привлек внимание прокурора (а его внимание, как видно из представления, привлекло в свою очередь владимирское УФСБ), был размещен на портале Credo.Ru (www.portal-credo.ru) — популярном независимом интернет-издании о религии — еще в январе 2013 года. Тогда в Суздале кипели нешуточные страсти вокруг изъятия у общины РПАЦ, которая не подчиняется Московской патриархии, мощей преподобных Евфимия и Евфросинии Суздальских. Мощи оказались у верующих еще в 1988 году, когда были возвращены местным музеем, а затем, с уходом общины из Московской патриархии, оказались в церкви, которую РПЦ признает «раскольнической». Сама же РПАЦ воспринимает себя как одну из законных наследниц дореволюционной российской церкви, а также катакомбной церкви советских времен, которая «ни в чем не отступила от православия и не пошла на компромиссы с безбожной властью».
Впрочем, церковные и вообще религиозные вопросы находились как бы «за скобками» действий судебных приставов. Они пытались изъять мощи у верующих в интересах Российской Федерации — поскольку Росимущество выиграло соответствующий спор с РПАЦ в суде. Из материалов дела можно было понять, что верующие присвоили себе мощи «незаконно», а единственным собственником святынь является российское государство, которое и пытается вернуть себе имущество, пусть и столь необычное. Нечто подобное было в 1919—1920 годах, во время знаменитой большевистской кампании «по ликвидации мощей». Как и в те времена (хотя, конечно, не в таких масштабах), между представителями власти и верующими, которые считали кощунственным вскрытие, разоблачение и передачу «безбожным» великой святыни, возникали разные коллизии. Они и запечатлены на кадрах видеоролика «Приставное благочестие». Видеоряд построен на довольно очевидном противопоставлении: вот плачущие верующие — в основном бабушки, а вот лощеные, порой смеющиеся, а порой пытающиеся читать что-то вроде проповедей приставы.
Дело происходит в домовом Иверском Синодальном храме Суздаля, куда перешла местная община РПАЦ после ее выдворения по решению тех же судов из 11 исторических храмов города («Новая» писала об этом деле 14 мая 2009 г.), а также на улице, возле храма. Звучат фрагменты проповеди предстоятеля РПАЦ митрополита Феодора (Гинеевского), который заявляет о готовности пойти на крест, мелькают лица активистов местного отделения ЛДПР, проводящих у входа в храм театрализованную акцию под лозунгом «Верните святые мощи!». В небольшом фильме немало отрывков из выпусков новостей местных телеканалов, создающих негативное мнение об упрямых «раскольниках», а также плачевные виды зарастающих бурьяном храмов, у этих «раскольников» отобранных, но никому более не надобных. В форме небольших вставок появляются лица патриарха Кирилла, рассказывающего, какими дикарями в далеком прошлом были славяне, и доктора Геббельса. «Этот «параллелизм», пожалуй, стоит признать неудачным, — говорит редактор портала Credo.Ru Александр Солдатов, — но едва ли сам по себе он может служить «призывом к насилию» или «подрывать государственную целостность Российской Федерации», как пишет в своем представлении прокурор».
Через несколько дней после появления ролика в Сети РПАЦ выиграла «дело о мощах» в Федеральном арбитражном суде, эта победа была позже закреплена решением Высшего арбитражного суда. Однако Росимущество обратилось в суд общей юрисдикции с иском по тем же основаниям и, пройдя все три инстанции, не выходя за границы Владимирского региона, выиграло дело. Впрочем, навязчивые визиты приставов на какое-то время прекратились, и пока мощи остаются в пользовании верующих. На одном из судебных заседаний представительница Росимущества честно призналась, что их организация выступает в роли промежуточного звена: мощи, отобранные у «неправильных» верующих, должны быть переданы «правильным» — то есть последователям Московской патриархии.
Пока тянулось все это «дело о мощах», во Владимире проходили экспертизы злосчастного видеоролика — лингвистическая, религиоведческая… Всего экспертные материалы занимают в деле около 100 страниц. После проведения экспертиз прошло около полутора лет — это время дело почему-то оставалось без движения. Теперь «заинтересованным лицом» по делу признан наш коллега — известный московский журналист-религиовед Александр Солдатов, неоднократно публиковавшийся в «Новой» и редактирующий Портал Credo.Ru. Как писала «Новая»26 марта 2009 года, к журналистской деятельности Александра Солдатова тогда проявлял повышенное внимание активист движения «Наши» некто Копылов, который предлагал представителям редакции баснословные деньги за публикацию за подписью Солдатова неких «тезисов о церкви». Движение «Наши», кстати, упомянуто и в представлении прокурора Владимира в числе социальных групп, по отношению к которым «разжигает рознь» видеоролик «Приставное благочестие».
Александр Солдатов в журналистике уже 25 лет, а портал Credo.Ru открылся в мае 2002-го. За все это время ни к журналисту, ни к изданию не предъявлялось каких-либо претензий по части нарушения антиэкстремистского (да и какого-либо другого) законодательства. Александр Солдатов действительно защищает верующих РПАЦ, как защищает он верующих самых разных вероисповеданий и неверующих, считая это своим призванием и долгом.
«Новая» будет внимательно следить за «делом об экстремизме», в которое переросло суздальско-владимирское «дело о мощах».
Татьяна ВЛАДИМИРОВА
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»