В субботу Москве во второй раз пройдет общегородская акция «Ночь музыки»: с 12.00 и до поздней ночи на 250 площадках столицы будет звучать музыка, живая и совершенно бесплатно. Концертов будет много и много — весьма недурных.
Например, в детской школе искусств (ДШИ) им. Стравинского выступят завсегдатаи «Усадьбы Jazz» и «Джаза в саду Эрмитаж» танцующий бэнд Jazz Dance Orchestra с интерпретациями мировых хитов.
Арт-холл «Выхино» и галерея «На Каширке» представят программу «Музыка и живопись: Ле Корбюзье. Архитектор + композитор», в которой, помимо прочего, заявлены экспериментальный фильм «Электронная поэма» 1956 года, концерт из произведений архитектора и композитора Эдгара Вареза и пионера электроники Яниса Ксенакиса.
Инну Желанную, с чем только не совмещающую русскую фольклорную традицию, от прогрессив-рока до транса, можно будет услышать в ДШИ № 11. В галерее «Беляево» прозвучат произведения Шопена, Бетховена, Баха и других классиков в исполнении пианистки Мария Двоскина. В галерее-мастерской «Граунд-Песчаная» можно будет полакомиться творчеством отечественных композиторов-авангардистов — на концерте-лекции «Денисов. Шнитке. Губайдулина». Московский камерный хор Минина грянет в культурном центре «Зеленоград». А махровая, словно из фильмов Кустурицы, балканщина, разбавленная залихватскими сочинениями вроде «Вася, наливай!» (но все равно на сербском языке), от BabamaraBrassBand взорвет ДК «Рублево». В детской музыкальной школе им. Скрябина выступит знаменитый Квартет им. Чайковского. А солисты оркестра театра «Новая опера» примут гостей в зеркальном фойе родного театра. Перечислять все нет ни возможности, ни смысла. Выбирайте по вкусу — все подробности есть на http://moscowmusicnight.ru — и слушайте.
Островский тем люб русскому театру, что поймал в своих пьесах самую суть русского менталитета, будь то люди века девятнадцатого, будь то дорогие россияне нашей с вами современности. Его беспощадная актуальность — это общее место, конечно, ну да куда от нее деваться. Вот, допустим, вы молодой человек, не без принципов и при хоть и любящей, но глупенькой жене, которая очень хочет, чтобы было не хуже, чем у «других». А у нее родственники. А уважением вокруг пользуется лишь богатство, даже самое наиподлейшее. Почитается, понимаешь, за достоинство. И мерилом всему подряд — взяткоемкость. Сегодняшняя картина? Еще как.
Меж тем, «Доходное место» — сюжет вы, конечно, узнали, а ведь там еще и язык, хлесткий, что твоя публицистика! — было написано Островским в 1857 году. «Нам повезло, что Александр Николаевич жил в XIX веке, потому что родись он сейчас — он бы писал сценарии к хорошим сериалам», — считает постановщик Роман Самгин, поставивший пьесу в Театре им. Пушкина. Премьера состоится 4 и 5 октября. Спектакль станет первой после долгого перерыва крупной работой в театре Игоря Бочкина — он исполнит роль Вышневского.
Тверской бул., 23. Начало спектаклей в 19.00.
Ода бумаге
Галерея «КультПроект» запустила ряд выставочных проектов графического искусства, которые в некотором смысле являются одой бумаге. Экспозиция «Бумага. Форма и состояние»стала в серии стартовой, с работами Олега Кудряшова, Валерия Орлова и Виктора Лукина внутри.
В основе работ первого — активное рисование в технике сухой иглы с последующим переводом рисованных листов в объемные конструкции. В творчестве второго базис — листы с авторским бумажным литьем; в них нет изначального изображения, но зритель с тонким визуальным слухам оценит их форму. Наконец, третий создает рельефные работы, не содержащие следов обычных графических материалов: они построены на том, что графика перешла в объем, а линия превратилась в силуэт из наслаивающихся плоскостей. Понаблюдать за этими превращениями бумаги можно до 12 октября.
2-й Обыденский пер., 12а.
Если пластинка Софи Эллис-БексторMakeAScene 2011 года была, по ее собственным словам, «очень танцевальной», то вышедшая в начале этого года Wanderlust оказалась уже «не очень», а даже «очень не». Благодаря ли «охоте к переменен мест» или чему-то другому, не комсомолка, но умница и красавица Эллис-Бекстор выпустила альбом никуда не спешащих песен с неглупыми мелодиями, легкими, но не легковесными аранжировками, забавными барокко-поп-виньетками и немного неуклюжими брит-поп-вставками, ироничным автоцитированием и непрямыми выдержками из TalkTalk, TheDevineComedy и других достойных деятелей английской сцены, ссылаться на которых — не грех вовсе.
Умная поп-музыка без навязчивости каждому утюгу всегда была фирменной «фишкой» Софи Эллис-Бекстор. Ее-то она и привезет в субботу, 4 октября, в клуб Ray Just Arena. Новый неторопливый образ потребовал новых нарядов — знаменитые ноги от ушей в этом году нередко прячутся под скромным псевдовикторианским платьем, но танцы это вряд ли отменит: можно не сомневаться, что под занавес концерта или на бис прозвучит все, что нужно, — и Groovejet (IfThisAin’tLove), и MeAndMyImagination, и MurderOnTheDancefloor.
Ленинградский пр-т, 31, стр. 4. Начало в 21.00.
Пишем по-русски
Многие русские писатели сочиняли за границей — кто на отдыхе, кто в эмиграции, кто по иным причинам. Гоголь, Горький, Бунин, Набоков... В 1904 году в Баденвайлере на юге Германии умер Чехов. Теперь там единственный вне России его музей. Спустя век с небольшим название городка дало имя конкурсу драматургии для авторов, живущих за пределами нашей страны, но пишущих на русском языке.
В театре «АпАРТе» начинается презентация пьес, представленных на «Баденвайлер 2014» и победивших в двух номинациях: «Пьесы» и «Пьесы для детского театра», а также получивших спецпризы.
Сегодня в 19.00 можно будет послушать пьесу «Что мы знаем о декабре» Валерия Чепурина (Украина). 4 октября в 16.00 покажут «Муки здравомыслящих» Сергея Руббе (Германия), а в 19.00 — «И мне больше не интересно, как ты там» Оксаны Савченко (Украина). 5 октября в то же время прочтут, соответственно, «Формулу Кардано» Александра Углова (США) и «Тюремный тариф премиум класса» Владимира Горбаня (Украина).
Вход на все читки свободный, а услышанное можно будет обсудить — с известными драматургами, театральными критиками и театроведами, в числе которых Ксения Драгунская, Римма Кречетова, Ирина Мягкова, Марина Тимашева и др.
Тверской б-р, 8, стр. 1.
Мастер изящных пространств
В Одностолпной палате патриаршего дворца в Кремле продолжает работать выставка «Чарльз Ренни Макинтош: манифест нового стиля» шотландского архитектора, художника и дизайнера, пожалуй, самого яркого модерниста в британской архитектуре.
Он синтезировал разные искусства и создавал уникальную мебель и декоративные элементы, витражи и текстиль. Редкий случай, когда эпитет «уникальный» оправдывается на все сто: стиль Макинтоша безошибочно узнаваем — с «визитной карточкой» в виде знаменитого стула. Пионер работы с трафаретами для создания изысканных интерьерных мотивов, великолепный график, создавший эскизы афиш, обложек журналов, открыток, торговых марок шотландских коммерческих фирм, Макинтош оказал огромное влияние на европейские архитектуру и дизайн XX века. Посредством чего, как раз и можно увидеть на выставке: эскизы интерьеров, образцы мебели, светильники, витражи, авторские трафареты, а также — акварели и пейзажи, раскрывающие еще одну грань дарования художника.
К слову, отличное дополнение к выставке «Оскар Уайльд. Обри Бердслей. Взгляд из России» в «Пушкинке». Британское такое…
Московский Кремль. До 9 ноября.
«Я очень люблю лечь животом на папино колено, опустить руки и ноги и вот так висеть на колене, как белье на заборе», — сказал когда-то герой знаменитых «Денискиных рассказов». С тех пор прошло больше полувека, и мир вокруг сильно изменился, простые истины — беззаветная дружба, искренность, честность и бескорыстие — номинально по-прежнему в цене, но по факту их, кажется, очень не хватает. Как и веселых приключений, без которых немыслимо счастливое детство – ни тогда, ни сейчас.
В попытке хотя бы отчасти заполнить пробелы, Молодежный театр (РАМТ) представляет 4-го (в 19.00) и 5-го (в 12.00) октябряпервую премьерунового сезона — «Денискины рассказы» – спектакль, как говорится, для всей семьи о приключениях Дениса Кораблева и его друзей. Пьесу по любимым многими рассказам Виктора Драгунского написала его дочь писатель и драматург Ксения Драгунская. Постановщиком выступил ученик Леонида Хейфеца Рустем Фесак, и его постановка — хороший повод взрослым вспомнить, а детям узнать о том, как здорово «играть в шашки, шахматы и домино, только чтобы обязательно выигрывать» или «в выходной день утром залезть к папе в кровать, чтобы поговорить с ним о собаке».
Театральная пл., 2.
Первое признание Лоуренс Шиллер получил в 20 лет, когда журнал Life впервые опубликовал сделанную им фотографию HeadOverHeelsInWork. С тех пор карьера фотографа развивалась более чем стремительно. Ему доверяют освящать предвыборную кампанию Ричарда Никсона в 1960 году, он сотрудничает с Playboy и — в 1962-м, в возрасте двадцати двух лет, — впервые снимает Мэрилин Монро. Актриса прониклась таким доверием к Шиллеру, что он стал ее личным фотографом.
По его собственному признанию в книге «Мэрилин и я», Монро практически научила его фотографировать, совершенствовала его как профессионала, они вместе выбирали удачные кадры. Шиллер работал с ней последние два года ее жизни, став одним из немногих людей, кто видел ее в последние дни перед смертью.
Понятно, что именно фотографии актрисы составляют основу экспозиции «Личный фотограф»в Центре фотографии им. братьев Люмьер, но не только. Признанный мастер портретного жанра, Шиллер снимал многих знаменитостей, пробовал себя в кинематографе и литературе — все это так или иначе представлено в 30 выставленных фотографиях, охватывающих большой, и, пожалуй, самый интересный период его творчества.
Болотная наб., 3, стр. 1. До 23 ноября.
Кэмп — это направление в искусстве, основанное на любви к неестественному, искусственному и преувеличенному, оно воплощает победу стиля над содержанием, эстетики над этикой, иронии над трагедией. И эстетика «плохого» — второсортного, вульгарного, пошлого, постыдного и т.д. – нуждается в объяснении. Кэмп и как стиль, и как вкус, и как мировосприятие помогает найти точный язык описания «плохого» и почему мы его так любим.
О плохих фильмах, которые невозможно не любить, и пойдет речь сегодня вечером на лекции философа, культуролога, доцента факультета философии НИУ ВШЭ Александра Павлова «Кэш, трэш, эш: второсортное кино на службе у кэмпа» в Государственном центре современного искусства. Какое кино считается плохим и почему. На каких основаниях фильмы признаются «плохими», даже если это голливудские крупнобюджетные ленты. Когда и как возник дискурс «плохого кино». Все ли плохие фильмы можно описать с помощью категории кэмпа и т.д. Киноманам должно быть интересно.
Ул. Зоологическая, 13, стр. 2. Начало в 19.30.
В последние годы британские театры в поисках актуального материала все чаще обращаются к своему недавнему прошлому. Общественная история циклична, и чем дальше, тем быстрее она повторяется. Одна из весенних премьер Национального театра – «Маленький семейный бизнес» — вернула на сцену комедию Алана Эйкборна 1987 года, закоротив критику тэтчеровской «декады материализма» на безоглядный консьюмеризм дня сегодняшнего.
Новая постановка театра Windham's «воскрешает» пьесу, еще не успевшую состариться — камерную драму Дэвида Хэа «Верхний свет», премьера которой состоялась в лондонском театре Cottesloe в 1995-м. Кира Холлис (ее играет звезда прошлогодних хитов «Великий Гэтсби» и «Внутри Льюина Дэвиса Кэри Маллиган) живет на окраине города в небольшой квартире в блочном доме. Каждый будний день она садится в автобус, открывает книгу и едет на работу в школу. Ее цель — сделать жизнь других людей немного лучше. Но счастлива ли она сама? На этот вопрос девушка попытается ответить однажды вечером, когда в ее дверь неожиданно постучит Эдвард, сын бывшего возлюбленного Киры, и сообщит ей печальную новость: его мама умерла некоторое время назад. Следом на пороге появится и сам Том, отец Эдварда (в исполнении Билла Найи). Он будет шутить по поводу холодного обогревателя, раздавать советы по приготовлению спагетти и отказываться резать сыр… Восхитительная драма Хэа — и спектакль Стивена Долдри — фокусируются в картине мира конкретного человека. Точнее, троих людей, которые когда-то были неразлучны, а теперь ищут общий язык. Спектакль будет 7 октября транслироваться в кинотеатре «Формула кино Горизонт», открывая новый Театральный киносезон 2014/2015.
Комсомольский пр-т, 21/10. Начало в 19.30.
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»