Сюжеты · Экономика

Кому это надо

Искать защиту от претензий иностранного правосудия сможет широкий круг известных нам лиц

Искать защиту от претензий иностранного правосудия сможет широкий круг известных нам лиц
Среди них может оказаться и сенатор от Красноярского края Андрей Клишас. По информации Фонда борьбы с коррупцией, Клишасу (внесенному в санкционный список Евросоюза одним из первых, весной этого года) принадлежит жилой дом и участок земли под ним общей площадью 975 кв. метров, расположенные в пригороде швейцарского Локарно — Brione sopra Minusio.
Формальных оснований обратить взыскание на это имущество у швейцарских властей нет, поскольку недвижимость была приобретена на средства, вырученные Клишасом от работы в ГК «Норильский никель». Однако если в связи с политической обстановкой будут приняты ограничительные меры в отношении этого актива (а указ Государственного департамента экономики (SECO) накладывает запрет на любые действия с объектом недвижимости) и сенатор попросту не сможет воспользоваться собственной виллой, он, не исключено, реализует право на получение компенсации ее стоимости в России. По данным двух швейцарских агентств недвижимости, цена владения объектом аналогичной площади в пригороде Локарно колеблется в диапазоне от 4 до 6 млн евро.
Миллиардер Геннадий Тимченко, наряду с Аркадием Ротенбергом и совладельцем банка «Россия» Юрием Ковальчуком попавший в третий пакет санкций правительства США, может лишиться недвижимости в швейцарском предместье Колоньи. Особняк на берегу Женевского озера площадью 341 кв. метр и подземным сооружением на 372 кв. метра, расположенный на земельном участке площадью более 1 га, был приобретен в 2002 году за 11 млн долларов. По состоянию на 2012 год стоимость этого объекта, по данным земельного регистра кантона Женева, составляла около 18 млн швейцарских франков.
Однако стоит отметить: проект нового федерального закона «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок, права на исполнение судебного акта в разумный срок, а также права на рассмотрение дела компетентным судом Российской Федерации», внесенного в Госдуму депутатом-единороссом Владимиром Поневежским, предполагает его широкое применение.
Очевидно, с новым законом получить право на рассмотрение дела в России смогут не столько видные российские бизнесмены и чиновники, пострадавшие-де за гражданскую позицию в оценках украинского кризиса, но и те, кто рискует получить в иностранных судебных органах «неправосудные» решения по другим, не связанным с украинскими событиями спорам.
Допустим, Владлен Степанов — муж бывшей начальницы столичной инспекции ФНС №28 Ольги Степановой. Его вместе с супругой американские власти подозревают в участии в схеме хищения 5,4 млрд рублей из российского бюджета, раскрытой юристом хедж-фонда Hermitage Capital Management Сергеем Магнитским. Степанов, как предполагалось, легализовал похищенные средства за рубежом через приобретение недвижимости, а также транспортных объектов.
По данным издания Tages-Anzeiger, в прошлом году прокуратурой Швейцарии были арестованы счета Степанова в банке Credit Suisse, на которых находилось около 8 млн евро. В случае, если швейцарским правоохранителям в судебном порядке удастся доказать факт преступного происхождения этих средств, деньги будут конфискованы — и тогда фигурант «дела Магнитского» получит основание обратиться в российский суд для восстановления справедливости.