Колонка · Политика

Морфологические изменения тролля обыкновенного

Попытка ненаучного исследования

Это на телеэкранах милитаристского угара стало поменьше. В интернете информационная война становится все кровожаднее.
Это на телеэкранах милитаристского угара стало поменьше. В интернете информационная война становится все кровожаднее.
За последние две недели российский троллинг несколько изменился. Тенденции такие. Тролли из Ольгино, спеццентра под Петербургом, засоряющие отвратительными комментариями сайты приличных изданий («Где живут тролли. И кто их кормит». «Новая газета», №100, 09.09.2013), и им подобные платные одиночки слегка поумерили прыть: действуют не так тупо и даже пытаются иногда имитировать спокойные, доверительные, а то и задушевные интонации. Чуть меньше стало криков про «жидобандеровцев» и «фашистов» — то есть генералы пропагандистской войны дали-таки установку: снизить накал, а то самим жарко.
Новое вот что: все чаще российские и украинские тролли пытаются подделаться под пользователей с Восточной Украины и представить читателям рассказ «очевидца». Вот типичный пример — пишут вроде как из Донецка. Пожилой инвалид тщетно пытается спасти от сквозняка из дыры, пробитой в спальне снарядом, свою девяностолетнюю маму. И уже не вздрагивает от «орудийных залпов палачей». Отмечая лишь ненароком: ополченцы — герои, местные, среди которых вообще нет ни одного россиянина… Однако выясняется: слезу из читателя выжимает некий предприниматель в самом расцвете сил, нерядовая фигура в рекламном бизнесе Киева, спешно покинувшая наш ресурс после персонального к нему обращения.
Вообще-то гостей с Украины за время конфликта стало чуть ли не впятеро больше: в напряженные политические моменты — до пятисот регистраций за 16 часов (при средней норме 100–150). Пишут разное. Приятнее всего, конечно, читать такое (свежая почта всего за один час): «Спасибо всем работникам «Новой газеты» за тот неимоверный и опасный труд (в вашем государстве он действительно опасный), который вы делаете, чтоб открыть людям глаза»; «Спасибо моим друзьям в России, Вам — уважаемая редакция этой газеты, радио «Эхо Москвы» и еще нескольким источникам — не даете поверить, что вся огромная Россия напрочь оболванена и находится фактически под наркотическим кайфом «НТВ», идеи «Русской весны» и искренней веры в абсолютную непогрешимость действующей власти».
Но хватает и тех, кто жаждет мщения, сыплет проклятиями в адрес всех россиян без разбора. Однако на каждую сотню высказавшихся на сайте украинцев таких — не более пяти-шести. Если точнее, с понедельника, 8 сентября, по пятницу, 19-го, из Киева, Львова, Харькова или Луганска пришло 57 комментариев, не пропущенных к публикации по цензурным (да, именно по цензурным — мат, оскорбления, угрозы) соображениям. Все остальное — корректно, четко и по делу. И с болью в душе. Народ честно и порой просто мучительно пытается разобраться: ПО-ЧЕ-МУ?! Почему соседи превратились во врагов? «Когда американцы шли в Ирак или Афганистан или Вьетнам, они не прятались в одежки «добровольцев». И если их там калечили, государство не пряталось за вывеской «он в отпуске там был». Мерзостно, когда Кремль, посылая солдат убивать и умирать, говорит: «И я не я, и хата не моя».
Потребителями агитпропа все чаще не хотят быть и читатели из РФ. Недавно, к примеру, чебоксарский предприниматель, не поверивший публикации Елены Рачевой («Другой работы-то нет». «Новая», №098, 03.09.2014), не поленился смотаться в городок Козьмодемьянск. Чтобы самолично убедиться — гибнут ли российские солдаты в неправедной войне.
«Когда я погружаюсь в комменты к статьям в «Новой газете», у меня создается впечатление, что среди россиян осталось немало здравомыслящих людей, которым удалось устоять от выработки условного рефлекса на слово «Украина». Такие не кричат «нацисты и бандеровцы». Почему же их не видно и не слышно на других сайтах и в целом в общественной жизни России? Разве там уже наступил кровавый террор, разве там за оппозиционное мнение уже ставят к стенке?» — такие комментарии не редкость.
Но — была бы возможность, наверное, некоторые и ставили бы своих оппонентов к стенке. Место «ольгинских троллей» заняли интернет-добровольцы. Вот только что проклял нас, «продавшихся либерастов», некий «пожилой заслуженный москвич» под никнеймом «Русский Лев». Правда, элементарная проверка выдала в нем госпожу — финансиста по образованию, башкирку по национальности и начинающую чиновницу от культуры по должности.
Накачанных милитаристскими мантрами диванных вояк у нас ежедневно регистрируется от тридцати до сорока. Раньше это был незамысловатый наемник, писавший за деньги, — как правило, молодой, малоопытный, бездумно переписывающий абзацы из методичек на базе высказываний политVIPов. Но в последнее время появились другие — с пеной у рта, а не с рублями в кармане.
Статистика за все то же 8 сентября. Новых — 63 юзера. По «украинской проблеме» высказано 374 мнения. 79 из них — умеренные, взвешенные, корректные, принадлежат проверенным в дискуссиях ветеранам. В тон им — 47 от новичков. «Одноразовых шприцев» в этот раз было всего 26 (такой вбросит за скромную мзду что-нибудь о «распятом мальчонке» под черт знает уже каким по счету ником, сделает скрин для отчетности и отвалит). Оставшиеся же — совсем не фейки: за смену — около двух сотен удаленных рыков и воплей, грубо нарушающих Закон о СМИ. И это — реакция не придуманных, а реальных российских граждан. Они истово верят, что все плохое у нас — от НАТО и «пиндосов»; что если даже солдатики российские убивают украинцев и гибнут сами не на своей территории, то «какая ж это чужая земля?! На исконно русской земле витязи Новороссии возрождают попранную историческую справедливость!».
Самое же тревожное, что им подобные только за один день 17 раз потребовали через наш сайт от Путина В.В. и министра обороны «больше беспощадной решимости… огнем и мечом вплоть до ядерного оружия… пройтись до Киева и дальше… искоренить бандеровщину и украинский нацизм без колебаний и промедлений…».
Какой же «киселев в мозгах», какой же свирепой, свинцовой тяжестью придавлены души!