Как на выборах в Жуковском съедали «Яблоко». В подмосковном Жуковском выборы 14 сентября сфальсифицировали грубо и явно. У оппозиционной коалиции есть доказательства своей победы
В подмосковном Жуковском выборы 14 сентября сфальсифицировали грубо и явно. У оппозиционной коалиции есть доказательства своей победы…
Гражданское общество в городе Жуковском появилось, когда в 2012-м вырубали под дорогу Цаговский лес, а жители оказались против. В 2013-м горожане выбрали свой местный «Координационный совет оппозиции» — «Жуковский народный совет»: в отличие от «федерального» КСО, он не развалился. На нынешние выборы совета депутатов гражданские активисты пошли единым фронтом, выдвинувшись от «Яблока»: и координатор проекта «ЖукЯма» Александр Галас, и защитник леса Михаил Белюшин, и боровшаяся против высотки в старом центре Светлана Безлепкина — всего 11 человек. Они одновременно зарегистрировались одномандатниками и в списке партии.
Консолидирует неравнодушных граждан газета «Жуковские вести». «Я понимаю, что это не дело журналиста, но больше некому», — говорит главный редактор газеты Наталья Знаменская. Среди кандидатов — три сотрудника редакции, в том числе ее дочь, Эла Знаменская. В администрации газете перестали предоставлять по запросу любые документы — в редакции надеялись, что свой депутат сможет восстановить необходимый для свободы СМИ канал информации. По экзитполам и согласно подсчету голосов на участках, который видели наблюдатели, побеждали семеро «яблочников». Жуковский — довольно протестный город. Но в результате в совет прошли только двое — выборы были сфальсифицированы прямо у кандидатов на глазах.
Кампания была сложной с самого начала. Тираж листовок изъял ОБЭП. «Яблоко» пытались снять: ТИК попытался через суд отменить свое же решение о регистрации партии на выборах. Причем случилось это, рассказывает Эла Знаменская, сразу же после опроса жителей о голосовании. Опрашивающие представлялись ВЦИОМом, но Эла им не поверила: «Для начала они спрашивали у участников опроса имя и телефон — социологи так не делают. Спрашивали, за какую партию проголосуют, и перечисляли полный список. Потом спрашивали то же самое, но перечисляли всех, кроме «Яблока»!» Результаты опроса, считает Эла, оказались хорошими для «Яблока» и опасными для власти, поэтому партию решили снимать и вызвали в суд. Сроки подачи заявления о снятии к тому времени истекли, но ТИК заявил, что отправленное в суд по почте заявление, должно быть, потерялось в пути. «Яблочникам» удалось доказать, что квитанция об отправке, показанная суду, — фальшивка, никакого заявления не было. Судья все-таки постановила снять с выборов всю коалицию — нашла неточности в уставе партии: и суд не волновало, что устав прошел регистрацию в Минюсте, а срок для снятия партии с выборов по такой причине давно пропущен. За два дня до выборов Мособлсуд отменил решение судьи и спас положение.
Труднее всего, вспоминает Наталья Знаменская, было найти готовых баллотироваться. А вот волонтерами работать во время кампании пошло много народу, наблюдателями закрыли все участки — их было около 60 человек, большинство — уже не новички. Правда, когда с участка выносят, опыт помогает мало. «Наблюдатели весь день менялись местами: удалили с одного участка — идет на другой, где тоже наблюдателей выгнали», — рассказывает Знаменская.
В 2013 году в Жуковском прошло формирование участковых комиссий на 5 лет — оппозиции удалось закрыть большинство участков своими членами комиссий с правом решающего голоса. Но незадолго до выборов комиссии внезапно распустили и набрали заново, не взяв ни одного человека из списка «Яблока», — так что наблюдатели и члены с ПСГ на участках оказались без поддержки. Жестче всего было на участках в 4-м округе: этот округ в городе один из самых протестных, потому что там собираются вырубить лес. На УИК 621 подсчет голосов так и не начали, пока не удалили всех наблюдателей, даже от «Единой России»: Алексей Миняйло из инициативной группы «Хорошее дело» рассказывает в своем блоге, как его с участка увезли в полицию, а в отделении не могли объяснить причину задержания.
На УИК 622 происходило похожее: тех наблюдателей, которые громко требовали соблюдения процедуры, выгнали с участка за то, что «мешали работе комиссии». Того, кто решил не скандалить и тихо досидеть до подсчета голосов, удалили за пьяный вид — правда, медосвидетельствование в приемном покое показало, что наблюдатель трезв. Наталью Знаменскую выгнали оттуда последней. Она рассказывает, что на участке находились мужчины, похожие на гопников, но с корочками наблюдателей и членов комиссии с правом совещательного голоса. Они начинали приставать к наблюдателю, а затем вызывали полицию, утверждая, что он затеял на участке драку. Те же мужчины постоянно вставали втроем за спиной у Знаменской. «Я думала, сейчас мне врежут по голове, а потом все вокруг дадут показания, что я сама об стену ударилась, — говорит она. — Я уверена, метод «титушек» с документами будет применяться все шире, с полиции постепенно снимают обязанность разгонять несогласных».
Что происходило на участках в 4-м округе во время подсчета, неизвестно. На участках в других округах — например, в 5-м, где баллотировалась Эла Знаменская, — подсчет прошел при наблюдателях. Члены комиссии даже поздравили Элу с победой на участке — узнав данные на соседних УИКах, она поняла, что победила. А через пару часов увидела в ГАС «Выборы», что кандидату от «Справедливой России» добавили 50 голосов, в результате он обогнал ее. Подобное проделали со Светланой Безлепкиной в 3-м округе: на 615-м участке она набрала больше всех голосов — 118, но у нее отняли 50 голосов и приписали их кандидату от КПРФ Михаилу Агафонову. Таким же образом не пустили в совет Эльмиру Фетисову по 2-му округу.
Жуковские активисты сделали почти невозможное — в условиях грязной игры они не дали себя снять, продержались всю кампанию и убедили жителей в день выборов ехать не на дачу, а на участки, в итоге получив в нескольких округах большинство голосов избирателей. И все-таки проиграли. «Мы провели эксперимент и выяснили: на российских выборах можно выиграть, но нельзя победить», — говорит Наталья Знаменская. Гигантскими усилиями дошли до финиша, и благодаря этому у активистов в руках доказательство своей правоты — заверенные синей печатью копии протоколов с настоящими результатами. Но доказательства никого не волнуют.
Два места в совете «Яблоку» все же досталось по партийному списку: они сами решили отправить в совет Светлану Безлепкину и Александра Галаса. «Может, они кость кинули, чтобы жителей успокоить, а может, думали, что мы переругаемся из-за мест в совете», — предполагает Знаменская. Победой это не считают, спешно готовят документы в суд, но надежды мало — говорят, про жуковский суд им все стало ясно, когда он снимал с выборов «Яблоко». Впрочем, из доказательств у активистов на руках не только протоколы, но и заявления в СК от некоторых членов УИК, которые утверждают, что не подписывали протокол пересчета и вообще о пересчете голосов на своем участке не знают.
Важно, что в суд подают не только от имени кандидатов — организовали массовую подачу исков от жителей. «Чем больше людей увидит, что такое наша прокуратура, суд, выборы, — тем больше людей поймут, что мы живем по законам зоны, — говорит Знаменская. — Нельзя допустить, чтобы люди в этих условиях перестали думать обо всем, кроме того, увеличат ли завтра пайку».
За пару недель до выборов Заксобрание Московской области приняло закон, касающийся персонально Жуковского: теперь там, как и во многих городах Подмосковья, глава города будет избираться из числа депутатов. Правда, основные рычаги управления будут у сити-менеджера, который назначается советом по рекомендации губернатора, что уменьшает значение городского самоуправления вообще. Депутаты переизбрали во вторник действующего мэра Войтюка — все, кроме депутатов от «Яблока», проголосовали «за».
А в среду началась вырубка сосен на улице Нижегородской — именно этот лес и отстаивали жители.
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»