Некоторые подробности истории о том, как полиция и люди в штатском пытались сорвать поездку российской делегации на всемирную конференцию коренных народов
Некоторые подробности истории о том, как полиция и люди в штатском пытались сорвать поездку российской делегации на всемирную конференцию коренных народов
В субботу утром Валентина с коллегами должна была выехать в Киркенес на машине, однако, выйдя из дома, они обнаружили, что все четыре колеса порезаны. Нашли другой транспорт и все же выехали с опозданием на полчаса. По словам Совкиной, по дороге их трижды останавливали наряды ДПС для проверки документов, пытались досмотреть машину. На вопрос о причине такого внимания один из сотрудников, как сообщает Валентина, ответил: «В связи с Украиной, может, вы оружие везете». Протоколов задержания не составляли, даже когда на подъезде к приграничному городу Заполярный продержали машину на дороге около двух часов.
Как рассказывает Совкина, остановившие машину у Заполярного сотрудники требовали, чтобы она предъявила российский и заграничный паспорта. В случае отказа обещали препроводить в отделение. Пока женщина консультировалась по телефону, что делать в такой ситуации, к ней на глазах гаишников подбежал молодой человек, повалил на землю и попытался вырвать из рук сумку. Полицейские ему не препятствовали.
— Буквально перед нападением они моего водителя посадили в свой автомобиль, он видел, что инспекторы заметили, что происходит, но не пытались помочь, и, когда он выскочил, они все равно остались сидеть. Всполошились, когда Володя поймал нападавшего, — рассказала Валентина Совкина «Новой». По ее словам, полицейские помешали задержать преступника — скрутили водителя и дали скрыться нападавшему.
После этого Совкина сама позвонила по «02», а затем поехала в Заполярный давать показания о нападении. В пресс-службе УМВД России по Мурманской области, куда «Новая» обратилась в понедельник, от комментариев пока воздерживаются, происшествие, равно как и странное поведение полицейских, не опровергают и не подтверждают.
В Нью-Йорк Валентина Совкина все-таки вылетела — через день. По счастью, загранпаспорт после нападения остался при ней. А вот другим российским делегатам конференции, которая проводится под эгидой ООН, повезло меньше: они не только не смогли выехать, но и лишились документов.
Директор Центра содействия коренным малочисленным народам Севера, член Глобального комитета по подготовке конференции Родион Суляндзига на своей странице в фейсбуке пишет, что в аэропорту «Шереметьево» сотрудники ФСБ изъяли у него загранпаспорт, а через некоторое время вернулись и заявили, что в паспорте не хватает страницы. Аналогичная участь постигла эксперта по вопросам реализации прав коренных народов Анну Найканчину. Теперь делегатам грозит еще и ответственность за попытку выехать за рубеж по недействительным документам. Суд над Родионом Суляндзигой состоится уже 26 сентября.
Еще одной российской делегатке конференции намертво залили клеем входную дверь, так что она не смогла попасть в собственную квартиру и опоздала на самолет. А у директора Международного фонда исследований и поддержки коренных народов Крыма Надира Бекирова неизвестные в балаклавах отобрали паспорт на улице накануне вылета.
Случай же с Валентиной Совкиной примечателен еще и тем, что незадолго до поездки ей нанесли визит некие граждане, представившиеся корреспондентами «Дождя». По словам Сергея и Влада, как назвались гости, их интересовала деятельность Кольского саамского радио. Однако вопросы «тележурналисты» без камеры и микрофона задавали про Саамский парламент Кольского полуострова, интересовались общественными активистами, а также настойчиво предлагали выпить: из сумки одного из них выглядывала бутылка водки. Встретив отказ, расстроились. Под диктофон они дотошно расспросили Совкину о ее ближайших визитах, пытались выяснить точный маршрут, которым она поедет на конференцию.
Как рассказала «Новой» Валентина, на ее запрос дирекция «Дождя» ответила, что никаких корреспондентов к ней и вообще в Мурманскую область телеканал не посылал.
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»