Две новости из предвыборного меню: наконец отправлен в отставку губернатор Брянской области Н. Денин. Вторая новость наш самый независимый суд в мире вдруг решил, что прожженные агенты мирового империализма из «ГОЛОСа» таковыми не являются.
Две новости из предвыборного меню: наконец отправлен в отставку губернатор Брянской области Н. Денин. Вторая новость — наш самый независимый суд в мире вдруг решил, что прожженные агенты мирового империализма из «ГОЛОСа» таковыми не являются.
Вот те на. К чему бы это?
Да уж не бином Ньютона и не бозон Хиггса. Денин принесен в показательную жертву для пробуждения божьего страха у региональных начальников, предназначенных к электоральному испытанию. А также как назидание электорату, что недреманное око высшего руководства искореняет злоупотребления даже лучше, чем сомнительная процедура опускания бюллетеней в ящик.
Что касается реабилитации «ГОЛОСа», заработавшего честное имя «иностранного агента» добросовестным наблюдением за выборами, то здесь история чуть сложнее. Во-первых, базовая задача по дискредитации и разрушению этой ассоциации в основе своей успешно решена. Значит, можно без риска изобразить акт демонстративного либерализма и государственной добродетели. Руководитель «ГОЛОСа» Лилия Шибанова благополучно выдавлена из страны, кадровая структура и система финансирования разрушены. На восстановление уйдет не меньше года. Во-вторых, электоральная администрация, встретив неожиданно сильное сопротивление со стороны гражданских наблюдателей (наравне с «ГОЛОСом» упомянем «Гражданин наблюдатель», «Сонар», «Росвыборы» — всех не перечислить), мудро сместила поле манипуляций со дня голосования и подсчета на более ранние сроки. Самые грубые технологии дневного («карусели», «вбросы», «фантомные участки», «списки производств непрерывного цикла» и пр.) и ночного (вульгарное переписывание протоколов после закрытия участков) фальсификата уже не столь актуальны.
Все нежелательные персонажи сняты заранее, так что пусть себе наблюдают! Кто из них победит, не так уж важно. Ну проскочат два-три «несистемных» — погоды все равно им не сделать. Зато можно с цифрами и фактами в руках указать на подлинно демократический и конкурентный характер волеизъявления. Разоблачить клеветников.
Никогда прежде выборы не были столь предсказуемы, скучны и зарегулированы. Стратегия низкой явки, изобретенная еще лужковскими политтехнологами, победно шагает по стране. Особенно ярок контраст с близким по времени референдумом в Шотландии. Там никто не просился в досрочную отставку, не химичил со списком кандидатов, не валял дурочку и — что совершенно точно — не сможет, даже если бы очень захотел, подтасовать результат. Что будет, то и будет. Серьезный вопрос, серьезная и длительная дискуссия, серьезная подготовка (растянутая на три года), серьезное отношение народа к своим правам, серьезное отношение власти к народу. Да и явка будет высокая.
Хотя, конечно, ниже, чем слепленная на скорую руку в Крыму и в донбасских «республиках». Специалисты не поленились подсчитать по данным местной прессы, сколько именно участков было открыто в Донецкой области в день «всенародного голосования». Оказалось, в среднем не более четверти. А проголосовали два миллиона человек! Или даже три. Притом что сейчас мало кто вспомнит точную формулировку вопроса. Как, кстати, и фамилии «народных мэров» и «народных губернаторов», провернувших эту операцию: их сменили уже по три раза. Иных, говорят, успели и расстрелять. За воровство. Но голоса они считали честно!
Интересно, что там, где власть народа слегка устоялась и пачками печатать бюллетени на ксероксе уже как-то неловко, самоназначенная элита обеспечивает свое воспроизводство прямо противоположным способом. Чем меньше граждан 14 сентября придет на участки, тем властям будет покойней. Потому что в этом случае большую долю в списках голосующих составит так называемый «управляемый электорат». Который — именно потому что «управляемый» — ходит на выборы при любой погоде и всегда голосует, за кого скажут. Военнослужащие, заключенные, пациенты госпиталей, запуганные бюджетники и пенсионеры. А также голосующие на дому или досрочно.
Гениальная простота этой стратегии состоит в том, что умное руководство (а оно у нас удивительно умно и креативно, когда дело касается его интересов) оборачивает себе на пользу пафос громокипящих борцов с произволом. Которые сравнительно недавно подключились к процессу и вдруг с негодованием обнаружили, что на ярмарке всенародного волеизъявления их грубо и нагло обувают.
Негодуете? Призываете игнорировать и бойкотировать? Вот и молодцы. Умники. Чем меньше вас, таких сообразительных, придет голосовать, тем легче народным слугам продлить свой мандат на пребывание у плодоносной вертикали.
Это наша родина, сынок! Если ты и дальше намерен здесь жить, учись разбираться в сортах овса. А главное, в технологиях очистки. Как было сказано в одной хорошей советской книжке, «если бог берется чистить нужник, пусть не думает, что у него будут чистые пальцы». Богом вообще быть трудно, а в некоторых социокультурных средах — особенно. Гораздо легче сделать вид, что ты выше этой презренной реальности и пакостных разборок. Тебе — стоя по колено в этой самой субстанции — женщины будут кричать «ура» и в воздух чепчики бросать. За несгибаемую принципиальность и чистоту помыслов.
Между прочим, очень русская культурологическая проблема. Очень уж мы высокодуховные. Как никакая другая нация умеем и любим жить в вымышленном пространстве. В мире благородных идеалов, которые отнесены в светлое будущее. Или — в последнее время это в тренде — в еще более светлое прошлое. Ну а покуда, делать нечего, придется месить сапогами кровищу и прочие физиологические жидкости. Помыкаемся в коммуналках, постоим в очередях, испытаем чувство глубокого удовлетворения, повыпускаем слегка кишки себе и братскому украинскому народу… Чего не сделаешь ради чистой и высокой идеи Русского мира!
Ладно, это все культур-мультур. Но как быть с конкретными выборами в воскресенье? Да просто. Для тех, кто чувствует себя взрослым и сознает качество субстрата под ногами, ответ сформулирован давно: делай что должно, и будь что будет. Какие у вас возможности и ресурсы, чтобы реально повлиять на ситуацию? Мизерные. Но стоит ли в связи с этим прискорбным обстоятельством отказываться от них вообще и, надув губки, уговаривать себя, что-де с шулерами за стол не сажусь, в наперстки не играю и т.д. и т.п.? По-моему, не стоит.
В этой неравной и нечестной борьбе у вас есть всего один голос. Вы или используете его, или отказываетесь от использования. Изобретая для себя и для окружающих цветистые и благородные объяснения. Мол, пусть мне сначала сделают честно и красиво, а уж потом я пойду и проголосую… Может быть. А пока оторвусь в астрал повышенной духовности, еще разок заклеймлю гнилую сущность электоральной демократии и спою гимн очищающей буре народного восстания.
Кто сделает вам красиво и честно — Чуров? Он же в скафандре, с него как с гуся вода. Кто поднимет вам очищающую бурю — состарившийся подросток Савенко, который под псевдонимом «Лимонов» продолжает добрую традицию русских революционеров воздымать волну народного гнева ровно там и ровно тогда, когда это на руку охранке? Вот сейчас он воздымает ее против Украины. Молодец! А до того против Латвии. А еще раньше против Казахстана. Да кто бы сомневался.
Выбора-то особенно и нет. Раз Лимонов против электоральной демократии, значит, приличному человеку приходится быть за. Кстати! А почему бы революционным буревестникам в рамках элементарного буржуазного рационализма не совместить одно с другим? Ну потрать час своей свободолюбивой жизни, сходи на участок, доставь маленькую неприятность нелюбимой власти. А потом опять ниспровергай основы и борись с угнетателями сколько твоей душеньке угодно. От тебя же не убудет?
Ах нет, еще как убудет. Рушится кристальная чистота образа, вот в чем вопрос. Одно дело неподкупный и несгибаемый борец, менее чем на пост демиурга никак не согласный. И совсем другое дело — жалкий буржуазный обыватель. Мещанин. Нет, нет, что вы! Даже не предлагайте. Будет, как прежде, парить над толпой, щелкая клювом и в меру сил помогая начальству реализовать стратегию низкой явки.
А что же остается нам, грешным? Только смирив гордыню, дохромать до ближайшего избирательного участка и проголосовать либо за наиболее симпатичного из альтернативных кандидатов (если имеется такой), либо, как честно предложил буржуазный соглашатель Борис Немцов, за кого-то из списка «Яблока». Я, во всяком случае, так и поступлю. Ничуть, конечно, не обольщаясь. И придержав до времени соображения о предвыборной стратегии этой партии, ее лозунгах и шансах. Чтобы случаем не повредить.
Дай ей бог удачи, ибо это в общих интересах. Сейчас требуется реализовать свое право — пока не отобрали. О прочем поговорим позже.
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»