Что важнее: превращать Москву в «город воспитания патриотизма» или решать «местные» проблемы простых москвичей
В 21-м избирательном округе (районы Выхино-Жулебино, Рязанский) идет битва тяжеловесов. Против префекта Юго-Восточного округа Москвы Владимира Зотова выступает коммунист Андрей Клычков: он моложе соперника вдвое, но законодательную активность прошлого созыва Мосгордумы фактически вытаскивал на себе.
Владимир Зотов проводит встречу с избирателями в зале, который по правилам выборов достанется всем кандидатам по очереди. На входе, будто в день выборов, разложены списки приглашенных жителей по районам, есть отдельная стопка «Общественные организации» — фамилию каждого пришедшего ищут в списке.
Зал заполняется примерно на две трети: пришло около сотни человек.
— Садитесь в серединку! — волнуется женщина-организатор.
— А нас не продует? — оглядываются на открытые окна пожилые женщины, их тут большинство.
— Да тут лысина получается! — указывает организатор на пустые места в центре зала.
— А, чтоб красиво было… Ну давай, — старушки пересаживаются, переговариваясь: — Вы здесь от работы, от поликлиники?
— Нет, мне домой позвонили.
— Нам тоже…
Андрей Клычков собирает жителей почти в то же время, но не в зале, а во дворе дома на Волгоградском проспекте. Послушать являются человек 50: тоже в основном пенсионеры. Пожилые люди рассаживаются на покосившихся дворовых тренажерах, как на лавочках. Слушают и молодые мамы, пока малыши копаются в песочнице. Рядом, на баскетбольной площадке, играют в футбол взрослые парни — с силой пущенный мяч влетает в толпу. Одна из бабушек тянет кандидата продемонстрировать сломанные прутья забора вокруг площадки: неудивительно, что мяч вылетает во двор.
Зотов первым делом объясняет электорату, почему после 23 лет на должности префекта вдруг решил уйти в депутаты: «Многие сейчас идут в думу, не зная территории, каждый по узкому направлению. И хорошо получить кандидата, который бы не воевал, а взаимодействовал с мэром Москвы. Как префект я не могу прыгнуть выше своих начальников, а как у депутата у меня будут руки развязаны, я смогу спрашивать хоть с городского министра здравоохранения».
До Зотова по 21-му округу шел врач Георгий Местергази: на праймериз он победил, но в итоге остался лишь доверенным лицом кандидата. «В каком бы округе я ни выставился, я везде получил бы в соперники условного Зотова», — уверен Клычков. Лидера фракции КПРФ в Мосгордуме, привносившего хоть немного жизни в этот орган, по его убеждению, не хотят пустить туда еще раз.
Один из ключевых пунктов программы Зотова — транспорт. Перечисляет он не проекты, а уже сделанное: «Расширение Рязанского проспекта. Строительство в Текстильщиках тоннеля. Реконструкция шоссе Энтузиастов. Все за эти годы!»
«Сейчас ремонтируют Волгоградку, — обсуждает с жителями Клычков, — любая реконструкция магистрали предусматривает замену окон в окрестных домах на шумоподавляющие, но их так и не поменяли». Жители гудят, подтверждая: их дом выходит окнами как раз на Волгоградку. «Наукой доказано, — продолжает кандидат, — строительство новых дорог никогда не решало проблему машин, надо развивать общественный транспорт».
«Метро растет: мы пришли с метро в Жулебино, — продолжает о транспорте Зотов, хотя метрополитен, строго говоря, вне зоны ответственности префекта. — К декабрю откроется метро «Котельники». Чтобы разгрузить метро «Выхино», перенесем транспортно-пересадочный узел».
Не всем жителям эта идея нравится: на перекрестке Ферганской и Ташкентской улиц в Выхине, где из ничего скоро возникнет транспортный узел, КПРФ организует протестный митинг. В согласовании митинга им отказали, так что возможны задержания — интересно, что кандидату Клычкову приходится согласовывать свои мероприятия в префектуре, возглавляемой его соперником.
«Москвичи заслужили принципиально другой уровень проживания», — говорит Зотов о ветхом жилье — острой проблеме районов — и рассказывает, что пора снести в округе все пятиэтажки.
«Запустил округ, — говорит об оппоненте Клычков и спрашивает жителей: — Почему же он сам не сделал то, что теперь написал в своей программе?»
Еще один пункт программы Зотова — введение законодательной категории «дети войны».
Законопроект о детях войны предлагали как раз в КПРФ, и уже давно — но правительство отклоняло его трижды, сердится Клычков. «А как кампания, так сначала Собянин об этом говорит, потом Зотов в программу включает»… Сейчас законопроект лежит в Госдуме и не двигается с места.
«Ключевой раздел моей программы — город воспитания патриотизма», — Зотов рассказывает, как они в Юго-Восточном округе придумали присваивать школам имена героев войны, чтобы дети соприкасались с подвигом. С патриотизмом ситуация тяжелая: «Когда на референдуме принимали нашу Конституцию, то, чтобы откреститься от коммунистической идеологии, записали, что Российская Федерация не придерживается никакой идеологии. Выплеснули вместе с этим и идеологию патриотизма. Этим быстро воспользовались наши главные геополитические враги: они запустили в Россию свои организации и начали рассказывать нашим детям и подросткам, что в России не было ничего хорошего в прошлом и в будущем не будет: чуть ли не пора валить». Идеологической составляющей кандидат-префект посвящает минут двадцать своего выступления, клеймя движение «Хватит кормить Москву» и разоблачая планы США втянуть Россию в войну с Украиной.
Клычков избирателей идеологией не грузит: вместо этого он собирает подписи жителей под обращением в Мосжилинспекцию, чтобы в их доме провели, наконец, капремонт, и говорит одно: «Если бы чиновники выполняли то, что обязаны делать по закону, мы бы уже жили при коммунизме». В каждом дворе, на каждой встрече Клычков узнает проблемы дома и двора, принимает кипы документов, чтобы помочь уже сейчас, не дожидаясь избрания. Он не считает, что разменивается на мелочи: «Из мелочей состоит жизнь. Вопросы территориального деления, здравоохранения тоже важны, и я о них говорю. Но положение такое, что начинать надо не с глобальных, а с местных проблем — людей довели до того, что они уже никому не верят».
«Пишут, что я тайный акционер «Газпрома», — вспоминает Зотов. Такое действительно пишут: член КПРФ и депутатский помощник Клычкова Юрий Урсу выложил в своем блоге сведения о шикарной, не по средствам, квартире префекта, незадекларированных акциях и фирмах, оформленных на сына, подтверждая выписками из ЕГРЮЛ и определениями суда. Не факт, что старушки в зале что-то об этом слышали, но префект решил оправдаться по всем пунктам. Акции «Газпрома» он признал: «В 1993 году купил акции разных компаний — обменял на ваучеры. Все сгорели, а «Газпром» остался. С 93-го года ни одна акция не добавилась, так они и лежат». Признал и машину: «Да, у меня «Лексус» RX 350. Я по своим доходам мог бы купить любой самый современный кроссовер, но я взял машину семилетнюю, с пробегом». А вот квартиру за 85 миллионов и 17 фирм, записанных на сына, назвал «брехней»: «Если люди идут на чернуху, а потом объединяются с оппозиционерами, просят Навального распространять, тут уже все, приплыли». (Впрочем, на «чернуху» в свой адрес жалуется и Клычков: «Чего только не пишут: и что я за гей-парады, и что поддерживаю «Правый сектор».) Имя своего главного соперника Зотов не называет ни разу, подчеркивая, что вступать с ним в дискуссии не намерен. И все же коммунисту достается на орехи: «Кандидат идет от солидной, уважаемой мной партии. Я его не знаю, за всю жизнь он ничего не сделал… У меня есть основания подать в суд, но создавать популярность ему я не буду».
На упреки в бездействии Клычкову есть что ответить. «Треть законопроектов, которую наша фракция вносила в Мосгордуму, депутаты приняли. Да, приходилось собирать подписи, подключать поддержку товарищей из Госдумы, а иногда просто окружать здание думы, — так сделали, когда прошлой зимой депутаты чуть было не отменили общественные слушания. — За эти пять лет я ни разу не вступил в конфликт со своей совестью. Я отстаивал интересы не частного бизнеса и не мэрии, а москвичей».
Впрочем, и Владимиру Зотову перед своей совестью явно не стыдно: «Нет ни одного обещания за 23 года, которое бы я не выполнил, — заверил он избирателей, — если мои обещания находятся в рамках моих полномочий».
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»