Сюжеты · Общество

Место для лишних людей

Мать с маленьким ребенком и одинокого инвалида петербургские чиновники загнали в халупу, где жить нельзя

Нина Петлянова , соб. корр. «Новой газеты», Петербург
Мать с маленьким ребенком и одинокого инвалида петербургские чиновники загнали в халупу, где жить нельзя
Молчат все: жилищные органы, районные власти, прокуратура, правительство Петербурга и администрация президента, куда Светлана Фирулева тоже обратилась. Во всех письмах женщина, одна растящая трехлетнего сына, задает единственный вопрос: где им жить? Поскольку там, куда их недавно заселили местные начальники, жить невозможно. В квартире на улице Константина Заслонова, 40, нет ни света, ни газа, отсутствует вся сантехника — ни унитаза, ни ванны, ни раковины. Выбиты стекла в окнах. Но никакого другого угла у мамы с малышом нет, как и у их нового соседа — 62–летнего одинокого инвалида Владимира Любцева. Бесприютные и этой крыши добивались три года…
Истории сегодняшних соседей по квартире и товарищей по несчастью схожи. Еще недавно у Владимира Любцева были дом, семья и работа. Он — педагог по классу гитары и профессиональный музыкант — выступал на многих питерских сценах. Но пять лет назад рак горла оставил его без голоса, без заработка и без семьи. Ушла жена и после развода, по решению суда, выписала мужа из общей квартиры. Вернуть жилплощадь Любцев не смог и больше трех лет обитал в приюте для бездомных «Ночлежка». За это время, с помощью добрых людей, добился, чтобы его признали нуждающимся в жилье и поставили на очередь.
— Но от постановки на очередь до получения ордера — срок ожидания 30—40 лет, — рассказывает Светлана Фирулева. — Поэтому Владимиру Андреевичу и нам с Сашенькой (трехлетний сын. — Н. П.) пока дали временное жилье на улице Константина Заслонова.
Три года назад Светлану и крохотного Сашу гражданский муж Фирулевой тоже через суд выписал из квартиры, хотя, с ее слов, покупали они ее в 1994 году совместно. Но в суде подтвердить это женщина не смогла — доказательств не сохранилось: когда супруги приобретали общую недвижимость, и мыслей о ее разделе не было.
5 апреля 2011 года Куйбышевский районный суд Петербурга выставил на улицу мать с грудным ребенком — мальчику тогда едва исполнилось два месяца.
— Суд не посмотрел ни на что: ни на возраст ребенка, ни на то, что у меня нет родных и близких в Питере и нам с малышом совершенно некуда податься. Уже четвертый год мы с сыном скитаемся по друзьям и знакомым: неделю перекантуемся у одних, неделю — у других!
В постановке на учет нуждающейся в жилье Фирулевой несколько раз отказывали. Она упрямо оспаривала эти отказы. Лишь в ноябре 2013 года власти признали за молодой мамой и ребенком право жить не на улице.
— Мне никто ничего не сообщил, — говорит Света. — Я случайно эту новость узнала только в апреле 2014 года на приеме у детского омбудсмена. Взяла в райжилотделе смотровой на квартиру. Но попасть в нее сразу мы не смогли: нас не пустили люди, которые там обосновались. Они просто не открыли нам дверь.
Второй раз Фирулева наведалась в отведенную ей квартиру с плотником. Однако дверь уже была открыта, причем нараспашку — дверной замок прежние «хозяева» унесли с собой. Еще обнаружились выбитые стекла во всех окнах, выходящих на проезжую часть в центре города, отсутствие света и газа.
— В райжилотделе нам прямо сказали: «Заключайте договор социального найма. Соглашайтесь на это жилье. Откажетесь — не получите ничего», — разводит руками мать-одиночка.
Хождение по инстанциям убедило Свету: с бедой ее оставили один на один. Все письма — в жилотдел, прокуратуру, районную администрацию, Смольный, президенту — улетают безответно.
«Новая» проделала тот же путь вслед за Фирулевой: от районного жилотдела до Смольного. Путь отнял несколько дней, и только после обращения к руководству города нам удалось услышать некоторые ответы.
В администрации Центрального района «Новой» пообещали: «Адрес взят на контроль». Еще чиновники пообещали «Новой», что на улицу Константина Заслонова, 40, отправится комиссия специалистов, для того чтобы оценить техническое состояние квартиры и определить, какие именно работы в ней необходимо выполнить.
Санкт-Петербург
«Новая» будет следить за развитием ситуации.