Сюжеты · Политика

Подземная война

Террористы уходят в катакомбы, Израиль хоронит погибших

Террористы уходят в катакомбы, Израиль хоронит погибших
Израиль готовился к инаугурации нового президента. СотниVIP-гостей должны были прийти на торжественную церемонию в зал Шагала в кнессете. Но торжества в честь нового президента отменены. Вместо этого тысячи людей придут на кладбища, чтобы помянуть погибших солдат.
Ощущения эйфории от того, что сделало правительство и чего ждали многие в израильском обществе, притупились, когда объявили о первых погибших. В день входа в Газу погиб 20-летний сержант бригады НАХАЛЬ Эйтан Барак из Герцлии. На следующий день еще двое. Офицер запаса 45-летний майор Амоц Гринберг из Ход ха-Шарона, адвокат в мирной жизни, отец троих детей, и 20-летний ефрейтор Адар Берсано из Нагарии. Посмертно ему присвоено звание сержанта.
Операция «Несокрушимая скала» все больше становится похожей на настоящую войну, где гибнут люди, льется кровь и политики с двух сторон решают, кому жить, а кому — умирать. В воскресенье пришел новый страшный список. 13 бойцов элитного подразделения «Голани» погибли в бою у поселка Саджаия. Семеро подорвались на фугасе, один убит во время перестрелки, двое — в рукопашной, трое разведчиков сгорели заживо в доме, подожженном террористами.
Разведка не раз предупреждала правительство, что ХАМАС на сопредельной территории вооружается и готовится к серьезной войне. Лет 10 назад стало известно, что Газа роет подземные туннели на территории Египта и Израиля. Долгое время они служили реальным коридором для переправки контрабандного оружия через египетскую границу по цепочке из Ирана, Сирии и Ливии. Кстати, по туннелям в Газу попадало и оружие российского производства.
Было известно и о диверсионных туннелях, через которые планировалось проникать на приграничные территории, похищать людей, убивать военных и гражданских лиц.
Но никто не предполагал, что под Газой существует целый подземный город, многоуровневый лабиринт с хорошо укрепленными стенами, с бункерами и молельными комнатами, с электричеством, связью, складами оружия и продовольствия. За годы блокады палестинцы сектора Газы обучились подземному строительству.
Бурю возмущения израильтян вызвал тот факт, что даже во время бомбежек, в рамках международных договоренностей, Израиль поставлял в Газу тонны цемента и стройматериалов, которые шли на сооружение подземных крепостей.
Сегодня, когда армия уже вошла в Газу, началось самое сложное — бои в лабиринтах трущоб и подземелий. Хамасовцы минируют входы и выходы, ведут огонь из густонаселенных жилых районов, прикрываясь женщинами и детьми, как живыми щитами. Ракеты складируют в школах и детских садах. Среди боевиков действуют шахиды.
В качестве «живых» бомб используют не только людей, но и животных — заминированных ослов, лошадей, собак.
Как долго это продлится, не знает никто. Стопроцентного успеха не гарантирует ни один израильский политик. В первые дни из уст силовиков звучали слова о высокой цене, которую заплатят и те, и другие. Платят. Армия обороны Израиля информирует: ликвидированы 110 террористов и 1032 объекта, 22 боевика арестованы и переданы службе безопасности «ШАБАК». Минздрав Газы, в свою очередь, заявляет: за две недели в секторе ранены 3500 палестинцев, 425 убиты.
Руководству Израиля предстоит решить, каким образом вести подземную войну, чтобы не было потерь среди солдат и мирного населения, чтобы избежать гуманитарной катастрофы в секторе. В субботу через КПП Эрез удалось доставить 100 тонн медикаментов и медицинского оборудования. На границе развернут военный госпиталь. Но после боя в Саджаие затишье длилось не больше 40 минут. Мирные жители едва успели покинуть опасную зону, как боевики ХАМАСа вновь открыли огонь. Израильские военные, говорится в сводке пресс-службы Армии обороны Израиля, подавили огневую точку противника.
Обстрелы Израиля не прекращаются. Один из снарядов разорвался в бедуинском поселке в пустыне Негев, где нет бомбоубежищ и схронов. Погиб 35-летний мужчина, тяжело ранены 4-месячный ребенок и несколько женщин.
ХАМАС, не соглашаясь ни на одно из условий международных посредников, обещает скорое освобождение заключенных из израильских тюрем в обмен на израильских солдат, участников июльских боев, и войну до полной победы.
В ответ начальник генерального штаба Армии обороны Израиля генерал-лейтенант Бени Ганц заявляет, что «в отдельных районах идут тяжелые бои, но мы тверды в своем намерении продолжать операцию и выполнить поставленные перед нами задачи».
Останавливаться никто не желает. Израиль намерен расширить вторжение, призвав дополнительный контингент резервистов. 60 тысяч военнослужащих запаса уже в строю. Если разделить на полтора миллиона жителей Газы, то получается 1 израильский солдат на 25 палестинцев. Приблизительно, конечно…
«Других вариантов нет, — заявил премьер-министр Израиля Нетаньяху перед самым началом ввода войск в Газу. — Мы не можем уничтожать туннели с воздуха, наши солдаты будут работать на земле».
Комментарии
Александр ШУМИЛИН, руководитель Центра анализа ближневосточных конфликтов Института США и Канады:

«В Израиле многие считают, что наземную операцию не следует останавливать на полпути»

Нынешняя вспышка боевых действий спровоцирована ХАМАС, в ней не заинтересованы ФАТХ и руководство палестинской автономии. Проблема в том, что ХАМАС и ФАТХ создали правительство национального единства, которое как бы легализует ХАМАС. Предполагалось, что ХАМАС будет делать ставку на мирные методы, но экстремистски настроенную массу хамасовцев это возмутило. Чтобы удержать их в организации, руководство решило начать такую небольшую войнушку с Израилем: сначала похищение детей и убийства, затем ракетные обстрелы… Израиль пытался сокращать масштабы противостояния, но, наращивая ракетные атаки, ХАМАС вынудил его не просто отвечать, а начать наземную операцию. Эта операция, от которой пытался воздержаться премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху, чревата серьезными обоюдными потерями. Ее цель — зачистка военных объектов и инфраструктуры ХАМАС на территории Газы.
Такой конфликт возобновляется регулярно, раз в три-четыре года, и разрешается тоже стандартно — с помощью посредников. Чаще всего это Египет или Соединенные Штаты, судя по всему, так будет и в этот раз. С одной лишь поправкой — международное общественное мнение сейчас лояльнее относится к Израилю, критика в его адрес не столь остра, как раньше.
В Израиле многие считают, что инфраструктура ХАМАС должна быть разрушена основательно, поэтому не следует останавливать операцию на полпути. Эта дискуссия возникает постоянно, но до сих пор подобные операции не доводили до конца из-за многочисленных жертв. Сейчас сворачивание операции чревато политическим кризисом в Израиле: министр иностранных дел Авигдор Либерман грозится в этом случае покинуть правительство. Нетаньяху находится под давлением — изнутри и извне, его решения спрогнозировать невозможно. Трудно сказать, когда операция закончится, но это вопрос нескольких дней. Сейчас уже вырисовывается масштаб допустимых потерь.
Позиция России нисколько не меняется: она демагогически осуждает жертвы со всех сторон, призывает Израиль прекратить операцию. Такое заявление уже сделал Путин. К мнению России не прислушиваются. Федеральные каналы всегда занимают пропалестинские, прохамасовские позиции — ничего нового. Разве что российское телевидение сейчас будет раздувать аспект, связанный с жертвами в Газе, показывая, что в мире льется кровь, это дело обычное, микшируя ситуацию с крушением малазийского «Боинга».
Георгий МИРСКИЙ, главный научный сотрудник института мировой экономики и международных отношений РАН:

«Трава на газоне отрастает, и ее нужно скашивать»

Это третья операция Израиля в секторе Газа. В 2009 году было сухопутное вторжение, в 2012-м велась только воздушная война. Сейчас повторяется ситуация 2009 года, но уже видно, что потерь больше и так легко не обойдется. В Израиле даже была такая наполовину шутливая и циничная, наполовину соответствующая действительности концепция: каждые несколько лет эти бандиты будут бросать на нас ракеты, но никуда не денешься — трава на газоне отрастает, и ее нужно скашивать. Эта концепция «скашивания газона» подразумевала периодическое уничтожение запасов ракет, которые накапливаются у ХАМАС.
Раньше были «Катюши» и «Кассамы» местного производства — неуправляемые, они падали в основном в чистом поле. Сейчас Иран начал снабжать ХАМАС управляемыми ракетами М-302, их можно направить на определенный объект. Из Газы ракеты запускали на Тель-Авив, на города центральной части страны, на военные объекты, на международный аэропорт «Бен-Гурион».
Израильтянам при помощи американцев удалось создать систему противовоздушной обороны «Железный купол» (Iron Dome). Такой системы нет ни у кого в мире: радар не только засекает ракету, но и определяет, где она приземлится. Если в чистом поле, нечего и тратить противоракету ценой 62 тысячи долларов. Если видно, что она попадет в жилые кварталы, противоракету выпустят. Пока что Израилю удалось сбить почти всё. Но где гарантия, что ХАМАС не сможет пробить эту систему?
Израиль может перебить все руководство ХАМАС, даже большую часть боевиков, но они «отрастут» опять, появятся новые добровольцы. ХАМАС настолько вплетена в ткань палестинского общества в Газе, что полностью уничтожить его не получится, он останется политической силой. Это постоянный фактор — организация, которая не признает Израиль вообще, не признает раздел Палестины. ХАМАС отличается тем, что он построен на основе исламизма, само название говорит об этом — «Движение исламского сопротивления». Этим оно отличается от организации «ФАТХ», которая является ядром палестинского сопротивления.
Цель Израиля в текущей операции — не оккупировать сектор Газа и раз и навсегда ликвидировать ХАМАС: это нереально. Израиль преследует две другие цели. Первая: уничтожить максимальное количество ракет, пусковых площадок, заводов, которые производят ракеты. Вторая: уничтожить тоннели в Газе.
После операции в 2012 году Израиль обязался поставить в Газу огромное количество цемента для восстановления города. Но большая часть его пошла на создание бетонированных каналов под землей. Тоннели здесь двух видов: одни ведут из Газы в Израиль, другие соединяют сектор с Египтом, через них идет основная торговля. Израилю повезло, что в ходе прошлогоднего переворота в Египте свергли «Братьев мусульман», ХАМАС ведь палестинский филиал этой организации. К власти пришел маршал Абдель Фаттах ас-Сиси, загнал «Братьев мусульман» в подполье, прикрыл часть тоннелей. Израиль намерен ликвидировать остальные.
Для реализации этих планов нужно время, но оно работает против Нетаньяху. Совет Безопасности ООН уже требует прекратить огонь. Можно наплевать на ООН, но с Америкой не поспоришь.
Значит, задача такова: успеть за то короткое время, которое остается, уничтожить как можно больше боевиков и инфраструктуры. Получается противоречие жуткое: чтобы как можно больше успеть, нужно удвоить огонь, войти в сам город Газа. Можете себе представить, что это будет: на узеньких улочках будут гореть израильские танки, будут гибнуть израильские пехотинцы, в десять раз больше погибнет мирных жителей. А жителям Газы некуда бежать, там вообще нет бомбоубежищ. Плотность населения здесь самая высокая в мире: на крошечной территории живут миллион семьсот тысяч человек. Куда ни пустишь снаряд — попадешь в мирных жителей, в детей. Сейчас лето, школы не работают, все они играют на улицах.
Это невозможно еще и потому, что боевики ХАМАС устанавливают свои пусковые площадки в жилых домах или рядом со школами, больницами. Это стратегическое решение — усложнить задачу Израилю. Израиль сбрасывал листовки, предупреждая людей: через час будет удар, бегите. А куда бежать? Некуда. Они попробовали по-другому: сначала бросали легкую ракету на крышу (knock on the roof). Тогда ХАМАС заставлял жителей не прятаться, а идти на крышу. Расчет такой: Израиль увидит это и прекратит атаку.
Обе стороны должны показать своему народу, что вся эта заваруха не зря была, что они чего-то добились. Если Израиль, подчинившись резолюции Совбеза, прекратит огонь и уйдет, что скажет народ? Для чего нужно было вводить войска, убивать мирных граждан? Если пойдет на уступки ХАМАС — будут возмущены его сторонники.
В конечном счете Израиль уйдет. ХАМАС останется. Полеты ракет на израильскую территорию прекратятся, воздушные удары по Газе тоже. Блокада будет ослаблена. Но самое главное — к решению всего арабо-израильского конфликта, которому больше шестидесяти лет, они не приблизятся ни на шаг!
Нынешняя операция не решит главные проблемы: проблему Иерусалима, который каким-то образом нужно сделать столицей двух государств; проблему еврейских поселений на Западном берегу — полмиллиона евреев, которых палестинцы знать не хотят; проблему палестинских беженцев, потомков тех, кто в 1948 году в момент образования Израиля бежал. По этим вопросам — полный тупик.
Не стоит забывать, что в Израиле может быть только коалиционное правительство. Справа на Нетаньяху давит партия «Наш дом Израиль» во главе с Либерманом, министром иностранных дел. Наиболее жесткие люди там — наши земляки, русскоязычные, они настроены антиарабски. Еще правее — партия поселенцев «Еврейский дом» во главе с Нафтали Беннетом. Коалиция рухнет, если Нетаньяху вернется с пустыми руками из Газы. Иногда ему приходится предпринимать шаги, которые в долгосрочном плане вредны и опасны, но позволят спасти лицо, чтобы не выглядеть слабаком, лузером. Мы не знаем, что в душе у Нетаньяху, но он не диктатор, должен учесть настроения населения: 75% согласны с тем, что должно быть второе государство — арабское, палестинское. Хотя если спросить их, готовы ли они предоставить ему все атрибуты государства: разрешить свою армию, убрать израильские войска, еврейские поселения, — они ответят: ни в коем случае. И приведут простой аргумент: мы ушли из южного Ливана — получили «Хезболлу» с ракетами, ушли из Газы — получили ХАМАС с ракетами.
Если бы Израиль действовал в вакууме, он пошел бы на любые потери и довел бы операцию до конца. Но ему просто не дадут этого сделать.
Записала Екатерина ФОМИНА