Сюжеты · Общество

«Боже упаси, мы не знали, что он корреспондент»

Зачем полицейские ночью ломились в квартиру журналиста «Новой газеты»?

Алиса Кустикова , корреспондент
Зачем полицейские ночью ломились в квартиру журналиста «Новой газеты»?
Вечером 9 июля в квартиру заместителя главного редактора «Новой газеты в Петербурге» Андрея Воронина ломились полицейские, грозили арестом и обещали выломать дверь. Сегодня выяснилось: таким оригинальным способом правоохранители пытались пригласить журналиста в отдел даже не для дачи показаний, а для сбора объяснений. Абсурдности ситуации добавляет тот факт, что поводом для визита полицейских стал трактор, сгоревший на стройплощадке на ул. Лени Голикова в ночь с 8 на 9 июля.
Историю противостояния жителей Ульянки, которые пытаются остановить незаконную засыпку пруда застройщиком «Воин-В», Андрей Воронин уже рассказывал в материале «Уплотнительная реновация», который был опубликован на сайте «Новой газеты в Петербурге» 7 июля. Граждане опасаются, что из-за соседней стройки их дома могут рухнуть, и активно протестуют. 6 июля конфликт жителей и застройщика закончился потасовкой: мужчин, пытавшихся встать на пути строительной техники, рабочие силой вытолкали с площадки.
8 июля конфликт перешел в новую фазу — на стройплощадке, огороженной забором, загорелся трактор. Местные жители рассказали «Новой», что слышали взрывы. Информация об этом была опубликована на сайте издания вместе с фотографиями и видео, которые передали редакции очевидцы. Материал заканчивался фразой: «В обстоятельствах произошедшего еще предстоит разобраться полиции». Но разобраться решили с журналистом, который о конфликте и рассказал.
9 июля в 21.30 у квартиры Воронина появился участковый, который настойчиво требовал открыть дверь. Журналист отказался. Спустя полчаса появился наряд полицейских, представившихся сотрудниками уголовного розыска. Мужчины в форме вели себя агрессивно, грозили арестом и обещали вырезать дверь в случае неповиновения. Полицейские так и не смогли объяснить Воронину, зачем они штурмуют его квартиру. Позже, правда, выяснилось, что речь идет о сгоревшем тракторе и приводе Воронина в отдел полиции. В каком статусе и зачем — полицейские объяснить тоже не смогли.
Тем не менее в телефонном разговоре «по свежим следам» с редактором «Новой газеты в Петербурге» Дианой Качаловой руководитель оперативного подразделения 8-го отдела полиции Кировского района Виталий Мироненков сформулировал четко: журналиста подозревают в причастности к поджогу трактора.
— Почему в дверь нашего корреспондента ломятся?— спросила Диана Качалова.
— Ну ломятся… Просто постучались.
— А почему такая срочность? Он что, убил кого-то?
— Нет, слава богу. Но тем не менее подозревается в совершении преступления.
— Ночь вообще-то. Что до утра-то не подождать?
— Мы и будем ждать до утра. У нас другого выбора нет.
— У него под дверью?
— Да. Без него мы не можем проверить свою информацию.
— Так вы хотите проверить информацию или подозреваете его в совершении преступления?
— Подозреваем.
— Может, у вас есть претензии по какому-то из его материалов?
— Боже упаси, боже упаси… нет. Мы не знали, что он является корреспондентом.
Удалось настоять на том, чтобы дачу объяснений перенесли на следующий день — Воронину предстояло явиться в отдел 10 июля в 9 утра. Общение журналиста с правоохранителями продолжалось полтора часа. Полицейские вели себя так, словно накануне они не бились в дверь квартиры и не грозились ее выломать. О задержании или аресте разговора уже не было. «По требованию полицейских я во всех подробностях рассказал, чем занимался с пятницы по среду», — сообщил журналист. Андрей Воронин намерен в ближайшие дни подать заявление в полицию по факту противоправных действий ее сотрудников.
Вопросы «Новой газеты» начальник отдела Виталий Мироненков пере­адресовал в пресс-службу ГУ МВД по Петербургу. Там сообщили: опрос Воронина был проведен в рамках проверки по факту возгорания трактора. Проверка же проводится по заявлению владельца техники, решается вопрос о возбуждении уголовного дела.
Сотрудник пресс-службы Эльмар Шахерзаев так объяснил ситуацию:
— Подняли видео… людей опрашивают. Потому что на видео видно — был поджог. Никто Воронина не подозревает.
Угрозы арестовать журналиста Шахерзаев комментировать не стал.