Минприроды России хочет разрешить охоту на алтайского горного барана, занесенного в Красную книгу
8 июля на Общественный совет Министерства природы будут вынесены предложения о разрешении трофейной охоты на алтайского горного барана (аргали), а также, соответственно, об исключении его из Красной книги. Это несмотря на то, что чиновники располагают материалами, свидетельствующими: виды диких копытных животных, таких как сайгак, архар и дзерен, имеют низкую численность и нуждаются в особом внимании со стороны государства.
Совсем недавно, в октябре 2013 года, правительством РФ был утвержден «Перечень особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации, и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации» — то есть перечень животных, за незаконную добычу которых предусматривается наказание вплоть до лишения свободы на срок до семи лет, а за контрабанду — до двенадцати. Алтайский горный баран стоит первым номером в этом списке!
Тогда же распоряжением президента Путина было предписано разработать эффективные меры для адресной охраны каждого из двадцати видов животных, попавших в «Перечень». Однако в качестве неотложных мер по сохранению популяции барана аргали МПР теперь предлагает… исключение его из Красной книги РФ и организацию трофейных охот на старых самцов с целью создать «заинтересованность местных жителей в рациональном использовании».
Алтайский подвид горного барана — один из самых редких горных баранов в мире. По данным Международного союза охраны природы и природных ресурсов (МСОП), наибольшее его количество обитает в Монголии, но и там его численность не превышает нескольких тысяч особей. В России, по данным МСОП, численность аргали составляет всего несколько сотен животных. Естественно, что организация трофейной охоты приведет к серьезной деградации популяции и, как следствие, к возможному уничтожению вида на территории России.
Сторонники трофейных охот на редких животных ссылаются на успешный опыт стран Азии и Африки, уменьшивших браконьерскую добычу слонов и антилоп посредством разрешения местным племенам организовывать трофейные охоты для иностранцев. По мнению координатора программ Сибирского экологического центра Ильи Смелянского, более 15 лет занимающегося охраной природы региона, подобная мера может всерьез обсуждаться только тогда, когда главной угрозой животным является именно браконьерство со стороны местных жителей. Для аргали в России местное браконьерство, хотя и случается, но менее опасно, чем элитные охоты, и не создает угрозу виду. Поэтому в реальных российских условиях предлагаемая мера не имеет смысла — она не предотвращает ни одной из угрожающих архарам опасностей, зато создает новые.
Ведь исключение аргали из Красной книги в разы снизит суровость наказания за браконьерскую охоту, сильно осложнит контроль за незаконным оборотом трофеев. В свете прогнозируемого изменения основных угроз российской популяции важно и то, что исключение этого вида из Красной книги позволит безнаказанно уничтожать даже критически важные места обитания архаров. Это на руку горнодобывающим компаниям, планирующим разработку новых месторождений в важнейших местах обитания аргали. Например, Каракульского и другим месторождений полиметаллических руд и серебра на хребте Чихачева, лицензии на разработку которых принадлежат дочерним фирмам международной компании Глобал. Основные инвесторы компании находятся в Китае. Опасна для аргали и планируемая разработка месторождения спекулярита Рудный лог на хребте Сайлюгем. Поэтому недопустимо разрешать охоту для богатых и сильных мира сего под лозунгом «участия местных общин в дележе доходов». «Зная реалии нашей страны и региона, приходится ожидать, что на практике все будет сделано самым худшим образом, и местными людьми только прикроются, а реально ничего они не получат. Охрана не улучшится, будет только легализация охоты», — говорит сибирский ученый-природоохранник.
В Монголии, всего в 150 километрах от Уланбатора, где действительно много потенциальных трофейных охотников, местная пастушеская община сохраняет самую восточную популяцию аргали в ущелье реки Керулен, развивая экологический туризм мирового-класса в специально созданном для этого резервате Гунн-Галуут.
Для теленгитов, коренных жителей Юго-Восточного Алтая (где как раз и обитает аргали в России), он является священным животным, охота на которого недопустима. Разрешение трофейной охоты может привести к массовым акциям протеста местных жителей. Эти протесты — в связи с незаконной охотой крупных чиновников и бизнесменов на аргали — не прекращаются в регионе с 2009 года. Огромный общественный резонанс получил «Алтайгейт» — трагический случай гибели вертолета компании «Газпромавиа» в Кош-Агачском районе Республики Алтай с высокопоставленными чиновниками и бизнесменами.
«Алтайгейт» — символ разлада между обществом и властью на Алтае. Последний раз на митинг, приуроченный к возможному назначению главы Республики Алтай Бердникова на третий срок, в полдень 11 января 2014 года на площади Ленина в Горно-Алтайске собрались более 250 человек, в том числе приехавших из далеких районов. «Цель публичного мероприятия — выразить отношение к случившейся 9 января 2009 года катастрофе вертолёта с высокопоставленными пассажирами, занимавшимися браконьерством в районе горы Чёрной в Кош-Агачском районе, к итогам её расследования, к действиям властей Республики Алтай в данной ситуации», — было указано в заявке на проведение митинга.
В выносимом на Общественный совет при Минприроды «Комплексе неотложных мер…» никак не отражены возникающие сейчас новые угрозы местам обитания аргали, связанные с планами развития горнорудного кластера в Кош-Агачском районе Республики Алтай и строительства газопровода «Алтай» через природный парк «Зона покоя «Укок». А ведь эти проекты создают риск разрушения заметной доли ключевых мест обитания алтайского архара и нарушения путей его сезонных миграций.
Надо сказать, что Минприроды в последние годы, методично пытается принимать решения, приводящие к уничтожению краснокнижных видов животных и узаконению варварских методов охоты. Так, в 2012 году, были приняты правила охоты, фактически легализующие охоту с вертолетов и автомашин. Только массовые обращения граждан заставили чиновников Минприроды внести изменения в эти правила.
В 2013 году Минприроды разрешило во многих регионах России применение на охоте петель-удавок из стального троса (что было всегда полностью запрещено). Хотя по мнению ученых, именно петельный лов (в частности, лов кабарги и волка) является главной угрозой существования снежного барса в России. Петельный лов — ведущая причина уничтожения тигров, леопардов и копытных в лесах на российско-китайской границе. Под требованием полного запрета охоты петлями уже подписалось почти 70 тысяч граждан России, однако чиновники не спешат исправлять ошибки. И вот теперь предлагают открыть охоту на алтайских аргали.
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»