Киев прекратил огонь, чтобы понять, с кем и с чем он, в конце концов, имеет дело
В том, что Петр Порошенко 27 июня вечером еще на 72 часа продлил режим неприменения силы в зоне антитеррористической операции в Донбассе, есть определенная логика.
Во-первых, 28 июня в Украине отмечался День Конституции. И продолжение военных действий дало бы повод подконтрольным Кремлю российским СМИ для мощной информационной атаки по поводу «нарушения конституционных прав и свобод граждан Украины».
Во-вторых, возобновление боевых действий сразу после подписания Украиной соглашения об ассоциации с ЕС выглядело бы как-то не совсем «по-европейски».
В-третьих, лишние 72 часа дали украинским силовикам дополнительную возможность как для укрепления украино-российской границы, так и для усиления позиций в районах главных очагов сопротивления боевиков.
В-четвертых, пятничное решение Порошенко об отсрочке продолжения АТО до 22.00 по киевскому времени понедельника 30 июня тут же получило международную поддержку. В частности, это прозвучало из уст Генсека ООН Пан Ги Муна в минувшую субботу, да еще и на фоне принятия Советом ООН по правам человека резолюции в поддержку Украины.
И, наконец, в-пятых, нельзя не учитывать тот факт, что Порошенко в офисах ЕС был целых два дня. А значит, у него было достаточно времени не только для официального подписания соглашения об ассоциации с ЕС или для интервью CNN, но и для закрытых встреч и консультаций — как с руководством НАТО и ЕС, так и с европейскими лидерами, прибывшими в Брюссель в полном составе.
Эхо перемирия
Новость о том, что Порошенко готов продлить одностороннее неприменение силы, пришла в Киев из Брюсселя в первой половине дня пятницы. Это был пробный шар в виде утечки информации со ссылкой на некие источники в штаб-квартире Евросоюза. Так что у команды Порошенко было более чем достаточно времени и для мониторинга, и для анализа. Поскольку новость подхватили и начали активно обсуждать не только украинские СМИ с украинскими политиками и политологами, но и лидеры боевиков из ДНР и ЛНР, которые вновь продемонстрировали, что в их рядах отсутствует даже намек на какие бы то ни было согласованные действия. Достаточно сказать, что два представителя ДНР — «губернатор» Губарев и «министр обороны» Гиркин-Стрелков — высказались категорически против продолжения перемирия. А вот «премьер» Бородай, наоборот, идею продолжения перемирия поддержал, добавив, что он готов на обмен заложников, но не готов освободить захваченные пропускные пункты на украинско-российской границе. Что, впрочем, не помешало ему принять участие во втором раунде трехсторонних консультаций, прошедших в минувшую пятницу в Донецке.
Казус Медведчука
Странность этого мероприятия заключается не только в том, что нем в качестве полноценной стороны принимают участие представители ДНР и ЛНР — организаций, признанных в Украине террористическими. И не потому, что там же пребывает объявленный в розыск экс-депутат Верховной рады Олег Царев. А еще и в том, что украинскую сторону представляют экс-президент Леонид Кучма, экс-глава его администрации Виктор Медведчук и народный депутат от Партии регионов Нестор Шуфрич. О чем они говорят, что обсуждают, каковы полномочия представителей украинской стороны и кто именно определился с таким составом — до сих пор неизвестно. Официальный Киев заявил лишь о том, что Леонида Кучму якобы попросил Петр Порошенко. За Медведчука в ходе четырехсторонних телефонных консультаций между главами Германии, Франции, Украины и России замолвила слово канцлер ФРГ Ангела Меркель. А вот кто именно командировал в Донецк Нестора Шуфрича, пока непонятно. Тем более что спикер ВР Александр Турчинов, на чью волю сперва ссылались и Медведчук, и Шуфрич, публично эту версию опроверг.
Итоговая конспирологическая многоходовка выглядит так: Медведчук связан с Путиным кумовскими отношениями. Именно организация Медведчука «Украинский выбор» являлась основным игроком во время прошлогодних попыток Кремля любой ценой сорвать евроинтеграцию и присоединить Украину к Таможенному союзу. В Киеве на сегодня более близкого человека, чем Медведчук, у Путина нет. Именно ради Медведчука Путин дважды ставил Януковича в крайне неудобное положение, когда в ходе официальных визитов игнорировал общение с главой государства, предпочитая ему компанию украинского кума. При этом Путину во что бы то ни стало нужно минимизировать факт участия и физического присутствия Кремля на части украинской территории, которую контролируют боевики, переведя конфликт в формат чисто внутриукраинского противостояния. Но сохранив при этом влияние на внутреннюю политику Украины. Это можно осуществить, задействовав «Украинский выбор» на предстоящих парламентских выборах как политическую силу, которая заменит почившую Партию регионов Януковича. А участие в переговорах (пусть и невысокого уровня) по логике должно вывести Медведчука из политической тени в публичную плоскость.
Горячее многоточие
Насколько удался дебют Медведчука на ниве публичной дипломатии, пока судить сложно. Равно как сложно оценивать реальные успехи переговорной группы. Потому что их пока просто нет. Во всяком случае, за первые семь дней объявленного Порошенко прекращения активной фазы АТО боевики нарушали режим прекращения огня более семидесяти раз, применяя российские танки, артиллерию и системы залпового огня «Град». В результате чего было убито двадцать и ранено несколько десятков украинских силовиков. Плюс к этому под Славянском боевики сбили из ПЗРК вертолет сил АТО, в котором погибли девять военнослужащих.
Помимо этого, нельзя сбрасывать со счетов, что консультации в Донецке ведутся лишь с частью боевиков, контролирующих часть территории Донбасса. Поскольку помимо широко известных ДНР и ЛНР в захваченных районах Донецкой и Луганской областей имеются Лисичанская и Северодонецкая народные республики. И уже лидеры ДНР и ЛНР называют их самопровозглашенными. Помимо этих «нанореспублик» только в Донецкой области имеются пять самостоятельных вооруженных группировок: «Русская православная армия», «Восток», «стрелковцы», «Оплот» и «отряд «Беса». Более мелкие бандформирования, которые борются «за свободу и независимость» в лучших традициях бандитских разборок 90-х, пока еще никто не подсчитал.
Словом, даже если и будет объявлено, что Кучма, Медведчук и прочие о чем-то договорились, то это вовсе не будет означать наступление долгожданного мира. Тем более что для того, чтобы договориться хотя бы с Бородаем, украинская сторона должна выполнить ряд обязательных требований боевиков. Скажем, отвести силы АТО на 10 километров. Или выплатить боевикам какие-то фантастические компенсации, как того требует Царев.
А представить себе, что Медведчук предлагает Порошенко отвести войска или выдать боевикам денег, довольно сложно. И все сводится к тому, что военные действия будут продолжены, если только Москва в последний момент не поверит в серьезность намерений ЕС и США по поводу возможного введения третьего пакета санкций. О чем Ангела Меркель заявила в минувшую субботу, подтвердив ультиматум, выдвинутый лидерами стран ЕС России в ходе саммита 27 июня. Тогда было заявлено, что Евросоюз до 30 июня ожидает освобождения из плена сепаратистов заложников, возвращения Украине контроля над пограничными пунктами Изварино, Довжанский и Краснопартизанск и договоренности о контроле за соблюдением режима прекращения огня.
P.S. В субботу во второй половине дня Леонид Кучма заявил, что не видит смысла в продолжении трехсторонних консультаций до истечения 72 часов. «Поскольку принято решение Европейским союзом и президент объявил о 72 часах, то чего с ними сюсюкаться? Зачем с ними сегодня вести переговоры? Ждем понедельника, — сказал второй президент Украины и добавил: — Если Россия поймет, что лучше мир, а не война, если Россия поймет, что нельзя Донбасс превращать в Приднестровье, то она найдет механизмы для того, чтобы приструнить этих всех «великих» деятелей».
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»