Сюжеты · Культура

Афиша

Культурные события следующей недели

Культурные события следующей недели
Как и многие выдающиеся рок-коллективы, «Звуки Му» всегда были, кто бы что ни говорил, проектом одного человека — Петра Николаевича Мамонова. С середины 1990-х это стало фактом: практически все музыкальные опыты под громким брендом Мамонов проводил с тех пор в гордом одиночестве. Что совершенно не умаляет заслуг музыкантов первого, промежуточного и второго составов группы, дебютировавшей на советской сцене в 1984 году. То есть в этом году группе 30 лет. А поскольку — редчайший случай в истории рок-н-ролла — все «звуки» живы и даже дееспособны, они закономерно решили отметить славную дату. Увы, склонить своего лидера, Петра Николаевича, к воссоединению на юбилей им не удалось. Что не отменяет несколько намеченных юбилейных концертов, первый их которых состоится прямо сегодня в клубе Manifest. Музыканты золотого состава, существовавшего до 1989 года, придумали удачную фишку: назвавшись «Отзвуки Му», они не стали искать замену незаменимому, а решили играть классику группы с приглашенными вокалистами — фронтменами молодых рок-формаций и ветераном — самым импозантным и наглым солистом «ОтЗвуков» Артемием Троицким, чье участие в концерте, впрочем, будет под вопросом до самого его начала.
Ул. Мясницкая, 24, стр. 1. Начало в 20.00.
23 июня на сцене Молодежного театра (РАМТ) Театр русского балета Talarium et Lux представляет премьеру классического — в четырех картинах —балета «Лебединое озеро» в декорациях «компьютерной реальности»: привычные декорации заменит трехмерное видеоизображение. Это будет первая в мире 3D-версияшедевра Петра Ильича Чайковского и второй подобный опыт необычного театра, чье название переводится с латыни «балет и свет» и заключает в себе концепцию коллектива — представить русский балет в новом свете. Первым экспериментом три года назад стал «Щелкунчик» по мотивам фантасмагории Гофмана. Теперь художественный руководитель постановки — практически легендарный уже хореограф, главный балетмейстер Большого театра Михаил Лавровский — с помощью артистов Большого и Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко, а также художников-аниматоров соединил классический танец, волшебную музыку, мультимедийную графику и свет в настоящее чудо на сцене.
Театральная пл., 2. Начало в 19.00.

О самоварах и не только

Первые упоминания о чае в России относятся к 1567 году, когда казачьи атаманы Петров и Ялышев побывали в Китае и описали растение и напиток, из него приготовляемый. Однако только в 1689 году, после подписания знаменитого Нерчинского договора о торговле с Китаем, чай начинает распространяться по территории России. И вскоре оказывается настолько популярным, что становится одним из символов русской кухни и русской самобытности. Это повлекло появление другого неотъемлемого атрибута российского застолья — самовара. «Водогрейному для чаю сосуду» в частности и культуре чаепития в России в целом посвящена открывшаяся во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства выставка «О самоварах и не только». Удивительные самовары XIX–XX веков, сервизы, вывески чайных магазинов, ящики для перевозки чая, разнообразные упаковки чая и конфет и другие предметы чайной культуры органично дополнены материалами о крупнейших династиях чаеторговцев, традициях русского чаепития и создании чайных плантаций на территории бывшего СССР.
Ул. Делегатская, 3. До 10 августа
Three Voices Мортона Фелдмана, одного из самых интересных американских композиторов-минималистов, — это своего рода авангардный парад любви, цвета которого, впрочем, траурные. Партитура «Трех голосов» написана по мотивам поэмы Фрэнка О’Хары «Ветер», которую поэт посвятил композитору. Тот в свою очередь посвятил новое произведение певице Джоан Ла Барбаре, первой исполнившей и записавшей его в студии. Но до этого была запись самого Фелдмана, которая получилась на смерть О’Хары и другого друга композитора — художника Филиппа Гастона. В середине прошлого века, не имея продвинутых технических средств, композитор записал их голоса на пленку и наложил, подобно «могильным плитам», на свой собственный живой голос. Композитор транслировал голоса друзей из двух репродукторов, как будто вновь общаясь с ушедшими из жизни людьми. В результате мы слышим захватывающую и зрелую музыку, вознаграждающую внимательного слушателя удивительным диапазоном ритмов, звуковых текстур и эмоций. На «Платформе» 26 июня покажут аудиовизуальное представлениеThree Voices, основанное на музыке Мортона Фельдмана. Культовое сочинение можно будет не только услышать в исполнении вокальной группы InterACTive, но почувствовать и увидеть в «пульсирующей рисованной комнате», созданной медиа-художником Антоном Яхонтовым.
4-й Сыромятнический пер., 1, стр. 6. Начало в 20.00
25 и 26 июня Театр им. Пушкинадает премьеру. Автором идеи и постановщиком спектакля «Эстроген» стал норвежский режиссер Йо Стромгрен. И то сказать, театру, в чьем репертуаре есть спектакль под названием «Тестостерон», пора было дать «женский ответ» — и показать «Эстроген». А вообще, вопрос в том, может ли мужчина в самом деле удовлетворить потребности женщины. Женщины могут твердить о том, как они довольны и счастливы. Но что у них на душе на самом деле? Чего им не хватает? На протяжении 5 актов мы следим за 5 женщинами и 1 мужчиной из 5 разных эпох. Мужчина умирает в каждом акте, зато женщины получают то, что хотят. «Эстроген» не стремится ни раскрыть новые факты о трудностях существования двух полов, ни поделиться глубокими ответами по вопросам их взаимоотношений. Этот спектакль — сатирическое изучение роли мужчины и ожиданий женщины с разных точек зрения. Возможно, зрители обнаружат в нем свою правду, например, то, что история не так уж и изменилась.
Тверской б-р, 23. Начало спектаклей в 19.00

За роялями — маэстро

23 июня в Московской консерватории — большой пианистический — и не только — фурор. В Рахманиновском зале лауреат международных конкурсов Кирилл Кашунин представит программу, посвященную творчеству Бетховена и Шопена. Вечер откроет грандиозная Соната № 29 Бетховена. За масштабность замысла это сочинение называют «Девятой симфонией» для фортепиано, по стилю же оно предваряет романтическую музыку. Именно поэтому переход к 12 этюдам Шопена будет выглядеть абсолютно естественно. В Малом зале пианистка Дарья Петрова тоже возьмется за Шопена, но его соседями сделает Моцарта и Прокофьева. Сначала будет мрачная, предвещающая «бури и натиски» Фантазия до минор Моцарта и его же очаровательные Вариации на тему французской песенки Lison dormait. А затем шопеновские мазурки и полонез-фантазия ля-бемоль мажор предвосхитят сюиту Прокофьева — пьесы о трагической истории «Ромео и Джульетты». И окажется, что между польским и русским классиками больше параллелей, чем контрастов.
А в Большом зале в это время начнется VIII Международный юношеский конкурс имени Чайковского. Связь со всемирно известным Международным конкурсом имени Чайковского естественна: победители юношеского соревнования рекомендуются к участию во взрослом. Многие лауреаты юношеского конкурса стали всемирно известными исполнителями: пианисты Ланг Ланг, Алексей Набиулин и Аяко Уехара, скрипачи Джениффер Ко и Алексей Наговицын, Петр Квасный и Буй Конг Зюи, виолончелисты Даниэл Мюллер Шот и Татьяна Васильева, Клаудио Борхес и Моника Лесковар. Будущих звезд нынешнего конкурса, который продлится до 3 июля, еще только предстоит узнать. Пока же в концерте открытия прозвучат многие произведения собственно Петра Ильича, а также прелюдия и аллегро в стиле Пуньяни Фрица Крейслера.
Ул. Большая Никитская, 13/6. Начало концертов в 19.00.

Время мечтать

26 июня Москва в четвертый раз станет площадкой Международной биеннале молодого искусства. На конкурс, проходивший с ноября прошлого года по март нынешнего, поступило более трех тысяч заявок, присланных художниками в возрасте до 35 лет из 84 стран мира. В итоге отобрано было 83 произведения авторов из 32 государств. Их имена мало что скажут широкой публике, но все работы объединены темой «Время мечтать», выбранной кураторами биеннале и должной символизировать хроническую ненадежность нашего времени и острое стремление молодого поколения мечтать, чтобы преодолеть границы «вещей как они есть» и усовершенствовать этот мир. Основными площадками для биеннале станут Государственный центр современного искусства (ул. Зоологическая, 13, стр. 2) и Московский музей современного искусства (Ермолаевский пер., 17).
До 10 августа

Музыкальная палитра

Народная артистка России Елена Камбурова дает концерт в Зале им. П.И. Чайковского.
В программе: баллады, романсы, музыкально-поэтические новеллы, песни Булата Окуджавы, Владимира Высоцкого, Юлия Кима и французских шансонье. В концерте принимают участие Олег Синкин (фортепиано, клавишные) и Вячеслав Голиков (гитара, скрипка)
Триумфальная площадь, д. 4/31, 22 июня в 19.00

Жизнь как аттракцион

В галерее Pop/off/art на «Винзаводе» проходит ошеломляющая, как метко выразился издатель Валерий Анашвили, выставка украинского художникаВлада Юрашко «Аттракцион». Ошеломляющая в том плане, что современное живописное искусство, оказывается, вовсе не труп, как многие думали, а очень даже наоборот. Панорама жизни отдельного человека собрана из образов вторичной реальности, перемешанных с личными воспоминаниями и впечатлениями, своеобразных картин-вспышек, и образует очень современную картину мира. Однако настоящим событием становится не череда шокирующих и энигматических образов — от скальпа солдата Советской Армии, снятого фашистами во время Второй мировой до откровенных оргий в лесных массивах старушки-Европы — а живопись как таковая, в ее чистом, звенящем, открытом виде. Выставка сделана в виде тотальной живописной инсталляции. Шпалерная развеска работ небольшого формата, написанных на холстах с преднамеренно рваными, часто оставленными без грунта краями, служит объединяющим началом внутри серии, аккумулирующей разноплановые мотивы современной визуальной среды в единый attraktion. Здесь по принципу калейдоскопа предполагается свободная комбинация составных частей. Сходите, в общем.
4-й Сыромятнический пер., 1, стр. 6. До 6 июля.

Фокус на реальность

Проект «Одно место рядом с другим» на «Винзаводе»открывает новый цикл выставок «Фокус на реальность» и объединяет 20 художников из России, Украины, Германии и Швейцарии, освоивших пространство самого знакового зала на «Винзавода» — Большого Винохранилища. Освоивших — и осмысливших, поскольку большая часть объектов — фотографий, мультимедиа, инсталляций и скульптур — посвящена «специфике места» в художественной практике, исследованию связи вещей с местом, где они находятся. Рассматривая одно место произведения рядом с другим, можно обнаружить, что вещи, которые создавались как «формальные», меняют свои значения на противоположные. Формальное становится остросоциальным и наоборот. Структура выставки выстроена на дублирующих подобиях, взывающих к различиям, вместе формирующих живой язык. Например, 16 солдат ОМОНа Юлиуса фон Бисмарка, выступающих из темноты, и восьмиметровый «Пьедестал» Никиты Кадана, упирающийся в потолок Большого Винохранилища, резко контрастируют с работой Карстена Николаи «334 m/s», где в двух трубах такой же длины происходит взрыв газа. От взаимного соседства эти работы заряжаются противоположным смыслом.
4-й Сыромятнический пер., 1, стр. 6. До 24 августа.