Новости · Политика

Беженец из Узбекистана похищен в центре Москвы

Али Феруз , специально для «Новой газеты»
В понедельник, 9 июня, в центре Москвы был похищен гражданин Узбекистана Мирсобир Хамидкариев. В России он скрывался от преследования узбекских властей. На родине он объявлен в розыск, его обвиняют в «участии в религиозно-экстремистской организации». 12 мая Замоскворецкий районный суд Москвы обязал УФМС России по Москве предоставить Хамидкариеву статус беженца. Решение суда должно было вступить в силу в четверг, 12 июня.
В России Мирсобир находился с 2011 года, подрабатывал таксистом. Хамидкариев закончил Ташкентский университет мировой экономики и дипломатии. Близко знал жизнь семьи главы Узбекистана Каримова. На родине занимался продюсерским бизнесом. В 2011 году Мирсобир Хамидкариев и его друг Фаррух Соипов сняли фильм «Алчность» об узбекском шоу-бизнесе. Перед премьерой Соипова арестовали по подозрению в связях с религиозными радикалами, Хамидкариев бежал. Сам фильм после премьеры был запрещен в Узбекистане несколько лет. Всего по делу о причастности к деятельности организаций «Ислам жиходчилари» и «Вахобий» были задержаны 40 человек, многие из них подверглись пыткам. Девять человек получили тюремные сроки от 6 до 9 лет, в том числе младший брат Мирсобира — 29-летний Миразиз (8 лет). 
Мирсобира похитили по дороге в больницу, куда он ехал вместе с женой и заболевшим сыном. «Скорая» отказалась госпитализировать 8-месячного ребенка из-за отсутствия страхового полиса, поэтому семья поехала на такси. По пути жена Мирсобира Элеонора попросила остановить машину у аптеки, чтобы купить лекарство. В аптеку она зашла вместе с ребенком, а муж остался в машине. Вернувшись, Элеонора не нашла ни мужа, ни такси. На звонки Мирсобир не отвечал. Очевидцы сообщили женщине, что двое парней влетели с двух сторон на заднее сиденье такси и машина на большой скорости скрылась. Элеонора позвонила в правозащитную организацию «Гражданское содействие» и сообщила о случившимся. Адвокаты этой организации занимаются защитой прав беженцев в России.
Узнав о похищении подзащитного, адвокат Илларион Васильев направил в пограничную службу ФСБ уведомление о недопустимости выдачи Мирсобира Хамидкариева как лица, ищущего убежище. В тот же день Элеонора обратилась в ОВД Басманного района с заявлением о пропаже мужа, но полицейские заявление приняли только через сутки. Илларион Васильев считает что, Хамидкариев все еще находится в России: «Его не успели вывести из страны».
Год назад Хамидкариев уже задерживался сотрудниками ОВД Войковского района — его имя, по запросу узбекских правоохранительных органов, находилось в базе международного розыска. Мирсобир месяц находился в московском СИЗО-4, ожидая высылки в Узбекистан. Однако решением Головинской межрайонной прокуратуры он был освобожден из-под стражи: «Официального запроса о выдаче Хамидкариева из Узбекистана не поступило». Адвокат беженца Илларион Васильев говорит, что еще тогда за выходом Мирсобира из СИЗО следили несколько людей, предположительно, сотрудники спецслужб Узбекистана. После освобождения Хамидкариев был немедленно задежан сотрудниками полиции — за нарушение режима регистрации. Мирсобир вскрыл себе вены, опасаясь возвращения «на смерть». Головинский суд признал и второе задержание незаконным и запретил высылку Мирсобира.
Руководитель «Гражданского содействия» Светлана Ганнушкина объясняет, что, как правило, беженцев похищают спецслужбы тех государств, откуда они бежали, а российские спецслужбы помогают им отправить похищенных на родину: «Именно сейчас это просто чрезвычайно частно происходит, еще чаще, чем было раньше».
Сотрудник правозащитной организации «Мемориал» Бахром Хамроев объясняет «логистику» похищения: «В основном похищенных вывозят на машине либо на самолете (недавно, например, авиакомпания Uzbekiston Havo yollari подтвердила, что перевозила на своем борту Юсуфа Касимохунова, похищенного 14 декабря 2012 года в Подмосковье). Им вкалывают наркотические препараты, чтобы они не сопротивлялись. После похищения некоторые из них пропадают без вести, но большинство оказываются на родине, где подвергаются пыткам: избивают до смерти, заливают кипятком, выдергивают ногти».
Предыдущий похищенный, о котором известно правозащитникам, — беженец Латиф Жалолбоев, исчез в середине марта этого года. Сейчас, как сообщают правозащитные организации, он находится в СИЗО Ташкента.
**Али ФЕРУЗ**