Сюжеты · Культура

Голоса в монастыре

В Израиле прошел фестиваль вокальной музыки, в программу которого вошли запрещенные ранее произведения

Елена Шафран , специально для «Новой», Израиль
В Израиле прошел фестиваль вокальной музыки, в программу которого вошли запрещенные ранее произведения
Фестиваль в деревне Абу Гош собирает тысячи людей на территории католического монастыря Богоматери и Ковчега завета. Он принадлежит ордену Сестер святого Иосифа, французской женской католической конгрегации, основанной в 1650 году.
Пять дней здесь звучала литургическая музыка барокко и Ренессанса. Фестиваль — явление довольно необычное для этих мест: в арабской деревне евреи играют европейскую музыку. Этот синтез — предмет особой гордости устроителей. В Абу Гош съехались 800 музыкантов и певцов, хоры и оркестры.17 концертов прошли в двух церквях монастыря и на пяти открытых площадках на его территории.
Гершон Коэн — продюсер и главный идеолог фестиваля. Именно благодаря его усилиям и удивительной энергии фестиваль живет и привлекает все больше зрителей и знаменитых исполнителей.
— Мы постарались задействовать все ресурсы, которые у нас есть, — рассказывает Гершон Коэн. — Вот рядом деревенька. У них прекрасная гостиница. Договорились, что на время фестиваля они предоставляют ночлег нашим зрителям. Есть гостиница в монастыре, там тоже можно остановиться. Музыка звучит нон-стоп по нескольку часов. Это концерты очень разных жанров — барочная опера, аккордеон, хоровое пение и фольклор.
История фестиваля так же необычна, как и место его проведения. В 1957 году профессор Иерусалимского университета, доктор химии Феликс Зульман, пианист и дирижер Зиги Штадерман впервые попали в церкви и крипты крестоносцев. Их поразила удивительная акустика древних стен. Первыми слушателями хоральной музыки стали их семьи и друзья.
— Идея фестиваля казалась тогда абсурдной, — говорит Гершон. — Европейская литургическая музыка долгое время была запрещенной, малопопулярной и не исполнялась в Израиле. И эти концерты «для своих» в Абу-Гош десятилетиями оставались едва ли не единственным местом, где можно было послушать кантаты и мессы. Спустя некоторое время, когда литургическая музыка из Европы уже была не под запретом, концерты переросли в фестиваль.