Элон Маск. Иллюстрация: фанатская группа Маска Вконтакте
Вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин пригрозил запретить экспорт в США российских ракетных двигателей РД-180 и НК-33. Заявление политика, который теперь превратился в самый что ни на есть кремлевский мейнстрим, видимо, должно было очередной раз доказать зрителям российского телевидения, что в космической гонке американцы настолько отстали от России, вставшей с колен, что без наших двигателей им хана.
По странной случайности, г-н Рогозин забыл уточнить, что полеты с использованием РД-180 в настоящий момент в США, собственно, запрещены, — по предварительному определению суда по иску, поданному компанией SpaceX 28 апреля 2014 года. SpaceX утверждала, что использование РД-180 в американской ракете «Атлас» противоречит духу санкций, наложенных на российских чиновников и лично Дмитрия Рогозина в связи с аннексией Крыма.
Но, впрочем, по порядку. РД-180 — это кислородно-керосиновый двигатель, который с середины 1990-х НПО «Энергомаш им. В.П. Глушко» производит для использования в качестве первой ступени в американской ракете-носителе «Атлас», запускаемой United Launch Alliance (совместное предприятие Boeing и Lokheed Marting).
Не то чтобы американцы не могли обойтись без РД-180, но дело в том, что Глушко и «Энергомаш» вообще-то производили двигатели для межконтинентальных баллистических ракет, в т.ч. для знаменитой CC-18 «Сатана», и американцы справедливо рассудили, что пусть лучше инженеры «Энергомаша» производят РД-180 для них, нежели какой-нибудь аналог «Сатаны» для Ирана.
Петр Саруханов / «Новая газета»
Так оно и вышло — во всяком случае, когда автор этих строк последний раз была на «Энергомаше», единственная работа, которая хоть как-то шла в пустых огромных цехах, была именно сборка РД-180 для американцев. Еще завод должен был делать РД-191 для «Ангары», но «Ангара», которая должна была полететь в 2005-м, ни разу не летала до сих пор. На сегодня «Энергомаш» поставил в США около 70 двигателей по цене 11—15 млн долларов; из них было использовано чуть больше сорока.
Как можно заметить, у United Launch Alliance в любом случае есть двухгодовой запас РД-180. Pratt&Whitney имеет лицензию на их производство. Трудно представить себе, чтобы за два года американцы не смогли наладить выпуск РД-180 дома: единственным барьером, тому препятствовавшим, до сих пор были демпинговые цены «Энергомаша».
На самом деле этого и не потребуется. Проблема — для Рогозина и для наших ура-патриотов, не представляющих в принципе, как устроены США, — заключается в том, что в США ни государство, ни старые заслуженные военно-космические монстры типа Boeing, Lockheed Martin и Pratt&Whitney не имеют, при всем своем лоббистском весе, монополии на космический рынок.
В отличие от России, где конец гонки вооружений после краха СССР стал концом космической отрасли в целом, в США породил целую череду амбициозных частных проектов, наконец-то вернув в космос то, что ему не хватало — рынок.
Наиболее успешной — фантастически успешной — оказалась компания SpaceX Элона Маска.
SpaceX разрабатывает собственные ракеты — Falcon 1 и Falcon 9, собственные двигатели — Merlin, Kestrel и Draco, и собственный космический корабль Dragon с капсулой многоразового пользования. SpaceX уже доставляет грузы на МКС и выводит спутники на орбиту. Цель Элона Маска — полет на Марс и удешевление стоимости доставки груза на орбиту в разы по сравнению с неповоротливыми государственными и окологосударственными структурами.
Это правда, что эксплуатирующаяся ныне Falcon 9 попросту слабее Atlas V (13 тыс. кг полезного груза на низкую околоземную орбиту у Falcon 9 против 21—41 тыс. кг у Atlas V), но на 2015 год запланирован старт Falcon Heavy. Ожидается, что он будет доставлять на низкую околоземную орбиту 53 тонны полезного груза (более, чем какая-либо другая ракета в истории человечества, не считая лунного «Сатурна») по цене втрое меньшей, чем у конкурентов.
Кроме того, Falcon Heavy сможет быть многоразовой. Только что, в середине апреля, как раз, когда донецкие гопники крушили магазины в борьбе за Великую Россию, компания Элона Маска провела очередной успешный тест Falcon 9 Reusable. Любой желающий может отыскать в интернете впечатляющую видеокартинку ракеты, вертикально взлетающей на 250 метров и вертикально же опускающейся на посадочные опоры.
Космическая отрасль в США — это поле деятельности лоббистов-тяжеловесов, и Маску на нем приходится нелегко. Достаточно сказать, что после вышеупомянутого решения суда о запрете на использование РД-180 в ракете «Атлас» United Lauch Alliance обвинила SpaceX в «безответственных действиях», а Госдеп прислал в суд письмо, суть которого заключается в том, что РД-180 не попадают под санкции до тех пор, пока не будет доказано, что г-н Рогозин извлекает из этого личную коммерческую выгоду.
И вот теперь г-н Рогозин сделал Элону Маску царский подарок. То, чего не мог добиться сам Маск, — окончательного уничтожения его российских конкурентов и аффилированных с ними американских компаний — одним широким жестом подарил ему русский вице-премьер. Г-н Маск должен выписать Рогозину премию.
К сожалению, если в случае Элона Маска мы обсуждаем дела, то в случае Дмитрия Рогозина мы можем обсуждать только слова — слова, которые вызывали бы недоумение своей полной неадекватностью в устах обычного человека, а в устах ответственного чиновника просто пугают. К примеру, недавно г-н Рогозин заявил, что американцы смогут доставлять своих астронавтов на МКС «на батуте». Это в связи с тем, что сейчас людей на МКС доставляет только российский «Союз». Г-н Рогозин что, вправду не знает, что Dragon Элона Маска (с капсулой многоразового использования) регулярно летает к МКС с октября 2012 года, а первый полет с участием экипажа запланирован на декабрь 2015-го?
В другой раз г-н Рогозин заявил, что «США продолжают пребывать в санкционном угаре, но до сих пор не могут повторить наш двигатель НК-33 разработки 1970 года».
Действительно, созданный в конце 1960-х ракетный двигатель НК-33 имеет фантастические технические характеристики (по удельной мощности на единицу веса он уступает только Merlin 1D все той же SpaceX).
О чем Рогозин забыл упомянуть — это то, что НК-33 никогда не летал в СССР.
Страшная и детективная история этого двигателя является хорошим примером того, почему даже СССР, в котором все ресурсы тратились на войну, а не на апартаменты в Майями, проиграл США в космической гонке.
Двигатель НК-33 создавался под советскую лунную программу в конструкторском бюро Николая Кузнецова, (отсюда и сокращение — НК), соперника всесильного Глушко. Поэтому, когда программа была закрыта, все уже сделанные двигатели было приказано уничтожить. Кузнецов не выполнил приказ. По документам двигатели были уничтожены, а на самом деле их — целых 150 штук, — грубо говоря, замариновали в масле.
Только когда рухнул СССР, Кузнецов достал из масла НК-33, и на глазах изумленных западных ракетчиков этот двигатель продемонстрировал на стенде рекордные результаты.
В итоге еще одна частная космическая компания США, Orbital Sciences Corporation (OSC), стала использовать модифицированные НК-33 в своей средне-легкой ракете Antares, впервые запущенной 21 апреля 2013 года. Это был первый запуск НК-33 со времени его создания.
Но самое страшное — другое. А именно — все три десятка двигателей НК-33, проданные OSC, — это те самые двигатели из «заначки». Завод-производитель утратил опыт, квалификацию, рабочих и инженеров, способных воспроизвести двигатель Кузнецова. Вот продадим заначку — и все. Зная о будущей нехватке НК-33, OSC даже судилась с United Launch Alliance, чтобы те позволили ей покупать РД-180.
Если есть в мире что-то, что оправдывает существование человечества — то это наука и покорение космоса.
И поэтому судьбы человечества решаются сейчас отнюдь не в городе Славянске, где обалдевшие от своего нового статуса гопники крадут людей и грабят банки не просто так, а во имя Великой России, не на Ближнем Востоке, где фанатики-бородачи убивают проклятых неверных, которые не любят мирный ислам, не в твиттере Рогозина и не в Венесуэле, где президент Мадуро в который раз в истории человечества строит социализм с боливарианским лицом и регулирует цены. Она решаются в цехах и лабораториях Элона Маска.
СССР был великой космической державой. Россия, благодаря американскому рынку и частным компаниям Boeing, OSC, Lokheed Martin имела шансы на какую-то долю в космическом будущем человечества.
Благодаря новому курсу Путина она их утратила. Чем дальше, тем больше мы напоминаем исламистов, которые объясняют, что Запад их не любит, и что когда-то — в XI веке — они придумали алгебру.
справка
Who is Mr. Musk?
Изобретать Элон Маск начал в 10 лет, когда собрал свой первый персональный компьютер. В 12 лет уже освоил программирование и даже умудрился продать за 500 долларов созданную им компьютерную игру Blastar.
В 21 год Маск приехал в Пенсильванский университет изучать физику и бизнес. Через три года Маск стал миллионером. Всемирно известная Compaq выкупила микрофирму, основанную братьями Масками, которая продвигала ПО для новостных компаний. Доля Элона Маска от сделки составила около 22 млн долларов.
В том же 1999 году Маск вкладывает деньги в бизнес по обеспечению электронных переводов и сам развивает его. Так появилась платежная система PayPal, которую в 2002-м выкупает гигант eBay, уже за 1,5 млрд долларов. Маск выходит из бизнеса, выручив 165 миллионов — и снова вкладывает их.
Новый проект — компания SpaceX — появился в 2003-м из космической мечты изобретателя-миллионера. Маск хотел отправить на Красную планету гидропоновую банку с земным растением. Картина зеленого побега на безжизненном Марсе, по мысли Маска, должна вдохновить научную мысль человечества. Маск посещал Россию и приценивался к российским ракетам, цена которых была в десять раз дешевле американских. Но вместо того, чтобы купить их, инженер решил заняться производством ракет и добиться, чтобы стоимость их была ниже российских аналогов.
Амбиции Маска очень удачно легли на планы руководства Пентагона снизить зависимость США от старых советских двигателей и ракетного монополизма гигантов Boeing и Lokheed Martin. К 2012 году SpaceX запускает в космос свой первый грузовой космический аппарат Dragon. Параллельно ведутся испытательные работы многоразовой ракеты Falcon 9, способной после выведения груза на орбиту самостоятельно возвращаться на космодром.
В 2004 году Маск вошел в соучредители фирмы по производству спортивных электрокаров Tesla. Цена автомобилей все еще высока, но концерн выпускает все больше авто и для США, и для Европы. Наряду с этим Tesla Motors развивает и сеть заправочных станций. 20-минутная стандартная зарядка батареи автомобиля бесплатна, а 1,5-минутная замена разряженного аккумулятора на новую батарею — платная процедура. Компания пользуется значительным количеством льгот в странах, где поощряют экологичный транспорт. Уже в следующем году Tesla Motors может зафиксировать первую прибыль.
В 2006 году Маск стал исполнительным директором компании SolarCity, занимающейся производством и установкой солнечных батарей для малых промышленных объектов и домохозяйств США. Те же батареи используются на заправках Tesla. Администрация Обамы поддерживает и субсидирует такие проекты SolarCity, поскольку это помогает снижать налоговую нагрузку на граждан и бизнес, а также облегчает зависимость государства от поставщиков сырья и электроэнергии.
В 2014 году Маск презентовал Hyperloop — новый вид скоростного (до 1000 км/ч) общественного транспорта. Визуально «гиперлуп» напоминает пневмопочту, но технологии позаимствованы у SolarCity и SpaceX. Пассажирские и грузовые капсулы перемещаются по вакуумным тоннелям, подвешенным в воздухе. В «гиперлупе» из Нью-Йорка в Китай можно будет попасть всего за 2 часа. Маск точно знает, чем заинтересовать власти США: под строительство нового экологичного транспорта не нужно больше выкупать землю у частников, на что раньше приходилось тратить наибольшее количество финансов при строительстве новых дорог.
Генеральный директор SpaceX и главный конструктор Элон Маск (слева) и директор НАСА Чарльз Болден общаются с сотрудниками после первой успешной миссии частной компании, совершенной на Международную космическую станцию, на объекте SpaceX. Хоторн, Калифорния. 14 июня 2012 года
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»